Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Режим дня в многодневном туристическом походе. Режим и организация движения. Примерный распорядок походного дня в пешем походе со школьниками

Примерный распорядок дня.

  1. 7.00-8.00 – подъем, умывание, купание, уборка места ночлега.
  2. 9.00-13.30 – движение по маршруту.
  3. 13.30-15.30 – обед, отдых, купание, сбор грибов, ягод.
  4. 15.30-18.30 – переход по маршруту.
  5. 18.30-20.00 – подготовка к ночлегу, ужин.
  6. 20.00-22.30 – свободное время.
  7. 22.30-7.00 – сон.

Режим походного дня должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха.

В водном путешествии во многом зависит от конкретного маршрута, условий погоды и применяемых плавсредств.

Например, путешествующим во время дождя можно «сломать» режим и не выходить с ночлега до его окончания, но можно и выйти на переход, дождавшись лишь небольшого прояснения, чтобы загрузить лодки.

Возобновление дождя и даже переход его в обложной не страшны туристам-водникам, если они имеют надежные накидки, груз хорошо укрыт, а байдарки имеют водонепроницаемые деки и фартуки. в этих условиях стоит двигаться без обеда, но на ночлег встать пораньше, так как поиски сухого топлива и приготовление ужина под дождем будут затруднены. Помешать туристам, сбивая темп движения, может сильный встречный, либо боковой ветер, особенно на озерах и крупных реках, где может начаться сильное волнение.

Ветер при возможности лучше переждать, сократив утренний переход и соответственно увеличив вечерний, так как вечером ветер обычно стихает. Также на режим путешествия, особенно летом, может повлиять жара и солнце – во избежание получения солнечного или теплового удара и солнечных ожогов лучше устраивать в середине дня большой привал, а на маршрут выходить пораньше с утра, на ночлег же останавливаться попозже. И наконец, большое значение имеет характер района путешествия.

Так, лучше остановиться на удобном для ночлега месте, чем остановиться точно по времени. Это особенно важно на реках с ограниченным числом удобных для стоянки мест. Порядок движения. На лодках и байдарках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30-50 м между судами. При движении по узким рекам и при высокой скорости попутного течения дистанция увеличивается до 100-150 м (не более). Препятствия следует проходить поочередно.

При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, чтобы можно было пристать, идут остальные суда. В случае опасности, экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку. Просмотр препятствия заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка прохождения группы через преграду. Для лучшей разведки водного потока можно бросить в него палки, бревна. На малых реках можно оценить глубину и найти фарватер при помощи длинного шеста. При сложном фарватере и незаметных с воды препятствиях на берегах полезно установить вехи или поставить «махальщиков», которые укажут экипажам проходящих судов направление поворотов. В случае необходимости ниже опасного места выставляются посты со спасательными средствами.

Линия движения.

Линия движения в туристском плавании зависит от характера воды. На небольших равнинных реках, наиболее удобных для путешествий малоопытных туристов, линией движения судов является главный поток. Здесь надо идти по глубоким местам, чтобы полностью использовать скорость течения и по фарватеру преодолевать различные препятствия. На крупных реках туристы должны соблюдать Правила плавания по внутренним судоходным путям и держаться вблизи правого по ходу берега, чтобы не мешать движению крупных судов. На быстрых и сложных реках желательно строить линию движения так, чтобы направлять лодку с мыса на мыс, пересекая фарватер на плесах. Во всяком случае, важно при подходе к крутым поворотам или препятствиям не оказаться в главном потоке, который моет навалить лодку на прижим, либо затащить ее в высокие стоячие валы, а то и бросить на препятствие или перевернуть.

При плавании по открытым водным пространствам (крупные озера, водохранилища) приходится постоянно учитывать возможность сильных ветров, больших волн, прибоя и план перехода строить в зависимости от конкретных условий, не отдаляясь далеко от берега, чтобы при необходимости пристать к нему.

Движение против течения.

Связано с большими затратами сил. Линия движения на гребном судне против течения выбирается, по возможности, там, где скорость потока наименьшая. Встречные быстрины со скоростью свыше 2-3 м в секунду преодолеваются с помощью проводки. Для этого надо вылезти в воду (ноги обуты) и, взявшись за лодки, провести их вброд по мелководью. На равнинных реках с сухими незалесенными берегами удобнее движение на бечеве – крепкой веревке длиной до 20-30 м. Один из туристов буксирует байдарку, идя по берегу, а второй, сидя в ней, помогает направлять ее веслом.

Другой вариант – второй турист идет по берегу и длинным шестом направляет нос байдарки в нужную сторону. На мелких реках с густой береговой растительностью иногда применяют технику хождения против течения на шестах. При этом шестами работают два туриста: один, стоя на носу, а второй –на корме, они согласованно толкаются в дно реки шестами и проводят судно вперед. Если ни один из этих приемов не применим, приходится обносить (волочить) лодки по берегу.

Порядок движения молодых туристов и путевой режим для школьников в туристическом походе в горах Крыма, и на побережье Крымских морей.

Порядок движения

Шаг должен быть свободным, мягким, эластичным, плавным.
Избегать лишних движений — раскачиваний корпуса, особенно вертикальных.
Ступни ставить параллельно друг другу. При движении по ровному месту ногу опускать, не вполне распрямляя ее, на пятку, затем перевести на всю ступню и закончить шаг отталкиванием носком.
На подъемах наклонять корпус вперед, ставить ногу на всю ступню и плавно переводить на носок. Размахивая руками в такт шагу, расслабить их мышцы.
Дышать спокойно и глубоко, обязательно через нос.
Избегать разговоров и пения при подъемах.
Обычное построение группы — колонна-цепочка со старостой и ведущим впереди, замыкающим сзади и санитаром в середине.
Строем идут лишь первые 15-20 минут после начала движения. В поле, редком лесу, по малопроезжим дорогам группа двигается без строя, но при условии, что последним идет замыкающий. Это — самый сильный участник похода. Его задача — подбадривать отстающих, помогать ликвидировать неполадки в снаряжении или одежде, сигнализировать по колонне руководителю похода о всех замеченных событиях, следить за тем, чтобы никто не отставал и не уходил в сторону.

Через каждых 30 минут (для школьников V-VI классов) или через 40-45 минут (для старшеклассников) движение прерывается на 10-15 минут.
Чтобы утомление наступило не скоро, вначале следует идти нарочито замедленным шагом, делая не свыше 3 км в час по ровному месту и не свыше 1,5 км при некрутом подъеме, при крутом же подъеме не более 400 м. Обычно после отдыха хочется идти быстрее, но нужно себя сдерживать, чтобы втянуться в ходьбу.

Туристам-пешеходам лучше всего двигаться по тропинкам, а на шоссе — по обочинам. По шоссе идти обязательно колонной-цепочкой, с левой стороны.
Подниматься на крутые склоны и спускаться с них надо наискось. на подъемах и спусках по осыпи двигаться также наискось ввиду возможности камнепадов.
Крутые каменистые или скалистые подъемы и спуски преодолевать по одному с помощью веревки. При спуске с горы ногу ставить на всю ступню, спускаться не спеша, зигзагами, отклонив корпус назад и слегка пружиня в коленях.
На осыпях следует быть особенно осторожным, проверять склон палкой. В случае скольжения стать боком к склону и тормозить палкой выше себя, но не ниже.
Если при движении по склону кем-либо сдвинут камень, который может покатиться вниз,необходимо предупредить товарищей, идущих ниже, возгласом: «камень!»
Ни в коем случае нельзя спускаться с гор бегом: это грозит падением и ушибом.
При движении по мягкому грунту (песок, пашня) темп движения следует снижать.
При прохождении лесной чащи и кустарника между идущими цепочкой выдерживается такая дистанция, чтобы ветки не ударяли идущего следом.
Крымские реки можно переходить вброд почти в любом месте. Течение рек становится быстрым и переход опасным после сильных дождей и ливней. Тогда для переправы надо искать мост или ждать, пока спадет вода. Если необходимо перейти на другой берег при быстром течении, то надо закрепить на берегу веревку и, держась за нее, двигаться наискось навстречу течению или «стенкой» лицом к противоположному берегу, положив руки друг другу на плечи.
Чтобы не подскользнуться на каменистом дне реки или не поранить ноги, надо переходить в ботинках. После перехода хорошо отжать носки и протереть ботинки сухой тряпкой, травой, мхом.

Путевой режим

Дневной переход по Крыму в среднем не должен превышать 15-20 км. Выходить утром следует как можно раньше. В Крыму летом уже к 8 часам утра становится жарко, и ходьба при частых подъемах и спусках утомительна.
Обычно рекомендуется идти до 11-12 часов утра. Время с 11 до 3 часов дня употреблять на отдых, обед, сбор и обработку материалов. В 3 часа дня выступать снова и идти до 6-7 часов вечера.

В составе каждой группы всегда есть более сильные и более слабые участники. Темп движения должен быть рассчитан на более слабых. Самые сильные должны идти в конце колоны, слабые впереди. Появления разрывов в колонне, отставание служат признаком усталости отдельных участников и трудности принятого темпа движения. В таком случае колонну надо остановить, дать короткий отдых, перегруппировать участников и дальше идти замедленным темпом, освободив уставших от части их груза. Особенно важно соблюдать приемлемый темп движения на крутых подъемах Крымских гор. Вм зависимости от крутизны подъема надо делать каждые 10-15 минут остановки на 3-5 минут. При остановке на подъеме следует непременно поворачиваться корпусом в обратную сторону, чтобы освободить от напряжения работавшие группы ножных мускулов. Садиться не рекомендуется.
Останавливаться на бивуак надо, по крайней мере, за полтора-два часа до наступления темноты, чтобы успеть расположиться на ночлег.

Продрав спозаранку глаза и заставив себя вылезти из тёплого - или холодного, как опция к приключениям - спального мешка, турист собирает лагерь и выходит на маршрут.

Его движение в течение ходового дня преследует ряд целей. В первых походах цели ставятся неосознанно, изобилуют стереотипными ошибками и мало привязываются к режиму движения. С ростом опыта постепенно цели выделяются в чётко определённые и объективно связываются между собой и с ритмом передвижения.

Итак, цели ходового дня:

  • Пройти намеченный путь.

Стереотипом в данном случае является искренняя вера в то, что путь измеряется только в километрах. Избавить новичка от такой веры сложнее, чем заставить митрополита стать дьяком. Только по мере понимания очевидного факта - настоящий туризм начинается там, где нормальные тропы исчезают - неофит становится ближе к мастеру. Отныне он считает в километрах лишь дороги и слоновьи тропы, а остальные 9/10 своего маршрута - в количестве ходок. На особо сложных участках счёт переходит на часы. Километраж же носит вспомогательное и далеко не самое существенное значение.

  • Преодолеть определённые препятствия - перевалы, вершины, броды через реки и т. п.

Здесь же - убежать от медведя, от лавины, от поля с голубикой, несколько раз заблудиться, упасть с бревна в болото, выпить с охотником, съесть мухомор, увидеть инопланетян, спасти мир и испытать ещё сотни самых разных приключений.

  • Посетить красивые места.

Посетить мало - надо ещё запечатлеть в памяти и оценить их красоту. То, чего не дано в чисто спортивном подходе, когда турист не снимает язык с плеча, а на привалах пребывает в горизонтальном положении с видом старого мятого носка.

  • Вписаться в общий походный график движения.

Часто предстоящий план маршрута по грандиозности мало уступает плану Барбаросса. И чем меньше турист проходит от заявленного, тем более страшные вещи потом рассказывает.

  • Устать за день как можно меньше, выполнив все предыдущие пункты.

Это есть высшая цель каждого ходового дня. Ибо в поход турист идёт отдыхать.

Исходя из перечисленных целей и строиться весь ритм ходового дня.

Подъём и выход из лагеря.

Правило: режим дня должен быть максимально жёстким.

То есть турист всё таки должен местами страдать.

Время выхода из лагеря всегда должно происходить по принципу "чем раньше, тем лучше".

Летом обычно таковое происходит в районе 6:30-7:30.

Исключения:

  • Выход на отдельные восхождения может осуществляться в ночное время суток, чтобы либо успеть до непогоды - если традиционно таковая наступает во второй половине дня; либо чтобы максимально использовать световой день для технической части маршрута.
  • Поздний выход из-за непогоды.

Зимой, как правило, время выхода привязано к началу светового дня. В разных регионах в разные же зимние месяцы восход солнца существенно различается по времени. Например, на Полярном Урале в конце марта я могу выйти на маршрут в 7:00; а на Кодаре в конце февраля в 9:00-9:30.

Важно : раннее время выхода не означает, что ходовой день у нас растянется. Во многих горах, в том числе в малых, погода имеет тенденцию меняться во второй половине дня. Но в любом случае чем раньше мы выйдем, тем больше пройдём либо по погодным условиям, либо по световому дню.

Кроме того, ранний выход позволяет безопаснее пройти снежные склоны или камнеопасные участки. Также - в случае отсутствия осадков - уровень воды в реке утром может быть несколько ниже, чем во второй половине дня.

Соответственно, в сложных походах график движения лучше подгонять так, чтобы наиболее опасные/сложные участки маршрута проходились именно утром.

Пробуждение организма злосчастного ходока необходимо заканчивать за 2-2,5 часа до примерного выхода из лагеря. Летом время сборов меньше, зимой больше. Летом ближе к концу маршрута время сбора уменьшается - становится меньше снаряжения; зимой либо почти не уменьшается, либо увеличивается - из-за холодовой усталости. Зимой время сбора одиночки вообще чрезвычайно зависит от погодных условий.

Проснувшись, имеет смысл выйти на улицу и посмотреть, стоит ли сегодня жить. По тропам вдоль рек, на дорогах и в долинах турист мало зависит от погоды. При горячем желании путешественника идти помешать ему способен разве что Армагеддон. Однако наверху осадки, плохая видимость и сильный ветер легко могут заставить отсиживаться по непогоде.

Как показала практика, если погода летом на момент 5-6 утра плохая, то можно смело спать ещё часа два. Потом - зависит от планов.

Если туристу необходимо свалить вниз, то можно подождать небольшое окошко в погоде и уйти в более благоприятную зону. Если же нужна погода для перехода через перевал, на вершину или по хребту - рассчитывается крайний срок выхода на маршрут. Если к назначенному времени погода не исправилась, то и мы остаёмся на месте.

Пример: ночуем под перевалом 1Б. На его прохождение необходимо полтора часа. За перевалом ледник, на него нужен ещё час до площадки под лагерь. Значит, выход следует производить только при уверенности в погоде на ближайшие два с половиной часа. Если утром мы выйти по погоде не можем, тогда каков крайний срок выхода? Летом примерно 18:30. Час на сбор лагеря. То есть если до 17:30 погода не установилась, то придётся сидеть на месте ещё ночь.

В большинстве случаев погода на месте качественно меняется на трёх временных отрезках - перед закатом, перед рассветом и после полудня. То есть если утром хорошая погода, то с большей долей вероятности она останется более-менее таковой до обеда. Если в обед принесло молочку, задул ветер, пошёл дождь - то такая напасть скорее всего продлиться минимум до вечера. Если не поменялась вечером - следующий период смены уже ближе к утру.

Вышеописанная схема изменения погоды грубая и носит лишь первичный характер оценки. Более подробно о погоде я расскажу в одной из следующих глав.

Понятие ходки

Ходка - мера усилий путника, такой промежуток времени, в котором турист находится в движении по маршруту от привала до привала.

Чем лучше турист подготовлен, тем менее время ходки зависит от условий местности.

У туриста с плохой физподготовкой и/или с тяжёлым грузом время ходки ограничивается усталостью. Если подготовка хорошая, а вес груза подобран оптимально, то время первых ходок турист ограничивает сознательно, по часам.

Наиболее оптимальное время ходки составляет 45-50 минут . В этом случае достигается высокая средняя скорость передвижения без чрезмерного утомления.

Оптимальное время отдыха - 10 минут . Организм успевает отдохнуть, связки и мышцы не остывают, нервная система сохраняет тонус. В холодное время года за 10 минут сложно переохладиться.

Отдых между ходками несёт в себе следующие функции:

  • отсрочка гипогликемии
  • предотвращение глубоких биохимических сдвигов на фоне утомления
  • разгрузка суставов и позвоночника
  • прекращение сдавливания почек и их "отдых"
  • разгрузка нервной системы
  • утоление жажды
  • ориентирование на местности
  • подгонка снаряжения
  • прочее

Увеличивать время ходок целесообразно лишь для логического завершения участка пути - взойти на перевал, выбраться из заболоченного участка, уйти со скал и т.п.

Необходимость в длительных ходках может вызываться и тяжёлыми зимними условиями - я отдельно затрону эту тему ниже.

Уменьшение времени ходки имеет смысл на тяжёлом участке пути, где нагрузка становится слишком интенсивной (переходит из аэробной в смешанную) и физически становится невозможным работать длительное время. Во второй половине дня длительность ходки из-за усталости тоже может падать.

Ходка - основное мерило пути в походе. Она отображает сразу и время прохождения, и степень утомления. Расчёт километража несёт вспомогательную роль.

При прохождении перевалов от 1Б, в случае восхождений или прохождения иных технических препятствий, понятие ходки переходит просто в почасовую работу из-за смены характера движения и нагрузки.

То есть в случае технических препятствий мерилом становится только время . Интенсивность нагрузки при этом оно характеризует только вкупе со сложностью препятствия .

Скорость передвижения

Оптимальная скорость передвижения должна составлять приблизительно 3/4 от максимальной на данной местности.

Если идём медленнее - то увеличиваем общее время под нагрузкой для одного и того же пройденного расстояния. Если быстрее, то нерационально поднимается расход энергии, возрастает текущий энергодефицит, биохимические сдвиги на фоне утомления становятся глубже, резко повышается вероятность травматизма

Для новичков характерна одна из следующих проблем - неумение ходить быстро или наоборот, слишком высокая скорость передвижения.

Первая связана с неумением ходить. Такой турист не хочет лишний раз замочить ботинок, брезгливо смотрит на каждую болотинку, проводит тщательный математический анализ постановки ноги на каждый камень и тому подобное. То есть на сложной местности его скорость падает до скорости очереди в популярной пивной.

Нормальный турист поставит лагерь уже в три часа дня, но его медленный собрат будет героически страдать до восьми-девяти вечера.

Быстрый же турист подобен тому конькобежцу из песни Высоцкого - "пробежал два круга и упал, а жалко". Он пытается давить максимальную возможную скорость от рассвета до заката.

Из-за высокого текущего энергодефицита на нормальный поход горе-лося обычно не хватает. И да - чего творилось вокруг него на маршруте, внятно рассказать он потом не может. Ибо не смотрел.

Обе мутации лечатся с трудом. В групповом походе всё проще - лекарством способны служить лопата, штычок ледоруба, подпиленный карабин, удачно сброшенный камень или снежный карниз, а также прочие проявления гуманизма. Увы, в соло можно заблуждаться годами.

Другой вводной для скорости передвижения является страх .

Чем больше существо боится, тем быстрее бежит.

Страх возникает по разным причинам. Страх одиночества, смерти, непогоды, голода, дикого зверя и тому подобное.

Страх опаснее всего остального. Он загоняет ходока в состояние гипогликемии, резко снижается восстановление организма после нагрузки, нервная система на фоне недостатка питания и гормонального перегорания переходит в неадекватный режим работы.

Если на маршруте вашу скорость передвижения стал диктовать страх - неважно перед чем и за что - либо вы погибнете/травмируетесь в ближайшее же время, либо маршрут просто не будет закончен из-за изменившегося психического состояния.

Скорость перемещения на местности должна обуславливаться только трезвым расчётом и ничем больше.

Максимальное количество ходок в день

Я ориентируюсь максимум на восемь-девять ходок в день. Это в среднем восемь часов пребывания в пути.

Бывает, что ходок получается шесть или семь. Связано это обычно с тем, что я подхожу к перевалу или иному препятствию, которое либо не успеваю пройти по погоде, либо по утомлению. И наоборот, если я чувствую, что есть силы, то могу пройти сложный участок и у меня получится, допустим, девять ходок.

То есть летом, выйдя в семь утра, можно прекрасно встать лагерем в три часа дня. Если погода портится - что ж, прекрасно, ты уже хорошо поработал. Если нет - можно посушить, постираться, поремонтироваться, попить чаю, поискать дрова или качественно закопаться в снег зимой - заняться всегда есть чем.

Зимой восемь часов движения часто составляют потолок по световому дню - больше просто не получается. Как раз времени хватает только-только начать ставить лагерь при последних лучах солнца.

Любителям километров: по грунтовым дорогам и слоновьим тропам за восемь часов ходок проходит 30 км. По просто хорошим тропам 24 км. По слабочитающимся тропам или парковому лесу 16 км. По глубокому снегу или бурелому 3,5-8,0 км. Усталость же в конце дня примерно везде одинакова.

Если маршрут подразумевает почасовую работу, то максимальным я обычно считаю восемь-девять часов. При адекватном маршруту опыте этого хватает на всё в рамках туризма.

Правило : на сложном маршруте редко бывает всё гладко. Может реально понадобиться поработать двенадцать часов или сделать десять ходок. Но если каждый день загонять себя, то потом на подвиги сил может не хватить.

Таким образом, ограничивая время под нагрузкой мы создаём себе буфер, некий запас сил, который можем растратить в случае необходимости. Это необязательно рубилово на предстоящей вершине, а, например, необходимость переноса или переустройства лагеря поздним вечером из-за шторма или иной опасности. Выживаемость определяется способностью сопротивляться, прикладывать усилия значительно выше, чем обычно .

Поэтому - учитесь экономить.

Распределение ходок относительно обеда/перекусов

Первые три ходки (три часа) от выхода на дневной маршрут самые результативные . Скорость перемещения на одной и той же местности максимальна, работа нервной системы подразумевает наибольшую вероятность адекватной оценки условий, принимаются наиболее удачные решения.

Не зря говорят - утро вечера мудренее.

Следующие ходку (час) интенсивность движения и мышления постепенно начинает снижаться. В последующую ходку (час) происходит качественное, относительно первых трёх, снижение работоспособности.

Поэтому обед имеет смысл делать в конце пятой ходки (пятого часа). Если вместо обеда два перекуса, то соответственно их лучше устраивать в конце четвёртой и шестой ходок.

Чем дольше длится поход, тем больше турист устаёт по истечению 7-8 ходки. Существенно уменьшается буфер для вероятности долговременной интенсивной работы.

Следствие 1 : всё сложное и техническое начинать следует в первой половине дня.

Следствие 2 : крайне нежелательно, чтобы сложная часть похода приходилась на его последнюю треть. Если же в длительном походе присутствуют технические участки ближе к концу маршрута, то они не должны превышать по времени прохождения пяти ходок/часов начиная с выхода из лагеря.

Логика дневного перехода.

Логика расчёта времени под рюкзаком характеризуется следующими ориентирами:

  • Ориентир на фиксированный переход. То есть на основе знания местности или подробного описания известно, что за ходовой день рационально и вообще можно дойти до определённого места - хорошие стоянки, приют, просто хорошая тропа. В этом случае мы идём именно до этого места своими ходками - и неважно, сколько их получится. Самый простой вариант.
  • Ориентир на локальные препятствия. Например, до перевала нам идти ходку, потом два с половиной часа работы на самом перевале. Ещё два часа подхода к следующему перевалу. В сумме за день время под нагрузкой небольшое, но осилим ли в этот день следующий перевал, если он относительно сложный? То есть мы смотрим на набор локальных препятствий, размечаем из них участки себе по силам и на основе этого формируем дневной план.
  • Ориентир на время. То есть местность примерно одинакова, нам неизвестна, двигаемся ногами, без верёвок - значит чисто ходками. Ориентируемся соответственно на погоду, собственные силы, уровень воды в реках, читаемость троп, проходимость местности и т.п. Сколько смогли пройти за свои восемь ходок, всё наше. Это самый сложный вариант - приходиться разбираться на месте.

В некоторых походах нитка маршрута легко расписывается по дням за счёт фиксированных переходов и ориентации на препятствия. Ориентир на время вносит незначительный вклад. В расчёты маршрута достаточно внести запасные дни на непогоду.

Но бывает, можно лишь очень относительно представить, как быстро ты сможешь перемещаться по местности. Последнее характерно для малопосещаемых, горно-таёжных и таёжных регионов, а также для зимних походов. Для одиночки это самые сложные варианты походов.

Зимний ходовой день

Апофеоз трудности для соло-путешественника - зимний автономный поход.

Он же - вершина самомнения при удачном прохождении.

Недаром у диванного выживальщика, передрожжавшего раз в жизни у костра зимнюю ночёвку, чувство собственного величия зашкаливает и он, выспавшись дома, сразу начинает комментировать походы Ф.Конюхова и гибель группы Дятлова.

Зимний поход для одиночки жесток. Длина ходового дня минимальна. В случае тропёжки скорость передвижения чрезвычайно низкая, минимум в два раза ниже, чем у подготовленной группы. В итоге одиночка пройдёт за восемь часов светового дня почти в два раза меньше, а компенсировать увеличением времени под нагрузкой он это не может - уже темно.

Усталость тоже гораздо выше. Из-за интенсивной работы при тропёжкё вся одежда промокает. В мороз движение превращается в жизнь. Приходиться увеличивать время ходок и минимизировать время привалов. Это один из частных случаев, который я упоминал выше.

В случае непрерывной тяжёлой тропёжки за максимальное время работы следует принимать пять часов . Подготовленный спортсмен способен работать это время с 3-4 отдыхами по пять минут. Далее происходит столь качественное падение производительности, что оно перестаёт иметь положительный смысл.

При тяжёлой тропёжке у нас происходит преимущественно смешанная нагрузка, с периодическим переходом как в анаэробную, так и в аэробную. Если работать до упаду, то велика вероятность сильнейшего истощения и встречи с апостолом Петром последующего травматизма.

Остаток светового дня необходимо тратить на устройство удобного бивака, сушить вещи, ремонтировать снаряжение и размышлять о смысле бытия в русле диалектики Гегеля. Желательно ещё попытаться честно ответить на вопрос - зачем мы сюда попёрлись? Поощряется ведение скорбных записей для их последующего обсуждения в песочнице на Риск.ру в случае незапланированного схода с жизненного пути.

Когда ставить бивак?

Основные бивачные правила:

  • бивак ставится сразу же после прихода на подходящее место
  • бивак сразу ставится под максимально плохую погоду
  • бивак следует ставить до непогоды, а не во время неё
  • основные работы по установке бивака должны закончиться до наступления темноты
  • если одиночка идёт без палатки и зимой, то поиск подходящего места под лагерь следует начинать не позднее полутора часов до наступления темноты

Основные бивачные работы включают в себя:

  • поиск места под лагерь
  • оценка опасности - сухие деревья, берлога медведя, лавины, камнепады, подъём уровня воды и прочее
  • оборудование площадки под палатку или укрытие
  • поиск строительного материала под укрытие, если палатки нет и начало строительства
  • поиск топлива под костёр, если он необходим
  • заготовка льда, если воды и снега нет
  • поиск воды, если подход к ней затруднён

Самое опасное на биваке выше зоны леса - не успеть его качественно поставить при надвигающейся непогоде.

Минимальные затраты времени у опытного одиночки на установку лагеря в конце ходового дня:

  • Палатка летом, укреплённая камнями - 20 минут
  • Палатка зимой, с расчищенной от снега площадкой и засыпанной юбкой, без ветрозащитной стенки - 30-40 минут
  • Лежачая пещера - 40 минут
  • Сидячая пещера с возможностью готовки на горелке - 1,5 часа
  • Укрытие из лапника - 1,5 часа

Время дано с учётом размещения внутри палатки/укрытия вещей.

Благодарность леопарду за полезные материалы можно осуществить переводом на карту любой символической или иной суммой:

Карта Сбербанка 4276 3800 1225 7999 , в том числе по номеру телефона +7 924 340 14 53

Деньги пойдут на оплату сайта, а что останется - в миску автору. Чем меньше он будет искать себе пропитание, тем больше хороших статей напишет 🙂

Для доброго слова у него есть электронная почта и страничка в ВК:

Успешное прохождение маршрута зависит не только от самой группы, ее сил, дисциплинированности, сплоченности, но и от сезона, погоды, состояния пути, непредвиденных препятствий и других, не зависящих от туриста, внешних, обстоятельств. Их так много и они так разнообразны, что соблюсти типовой, раз навсегда установленный распорядок удается далеко не каждый день, а по большей части приходится приноравливать его к этим обстоятельствам. Однако в основе любого распорядка должны быть заложены следующие обязательные исходные положения:

1) если группа не выбилась из графика, она тратит ежедневно на прохождение маршрута не более 6-7 часов;

2) разбивка лагеря для ночлега, приготовление ужина и ужин заканчиваются не позже наступлений темноты;

3) на ночной отдых отводится не менее 8 часов.

Все это легко выполнимо в погожее летнее время, но в ненастье и осенью, когда день ежесуточно заметно укорачивается, требует мобильности и оперативности. Практикой установлены следующие общие нормы :

1) подъем, туалет, уборка постелей и личных вещей во всех случаях осуществляются возможно раньше, а на юге и в жаркую погоду - перед рассветом, чтобы захватить для движения побольше прохладных утренних минут. Требование дать «отоспаться» можно удовлетворить запланированной полудневкой или же более ранним отходом ко сну, но не перенося подъем на более поздние часы;

2) завтрак (обязательно горячий, с неограниченным количеством чая или кофе, 35% дневного рациона) должен быть готов и сервирован не позже чем через полчаса после подъема. В ненастье пищу готовят под укрытием, а едят в палатках или под общим тентом (стр. 182). Для приготовления завтрака дежурные встают на час-полтора раньше группы, а топливо и провизия заготовляются с вечера;

3) погрузка и отвал производятся сразу после завтрака; все обязанности по сворачиванию лагеря, очистке стоянки от следов пребывания, переноске судов должны быть четко распределены. Нередко байдарочники задерживаются с отвалом из-за починки поврежденных накануне оболочек. Эту операцию надо делать или вечером, сразу после выхода на берег, или до общего подъема. В ненастье группа отваливает, как только перестанет дождь и штурман группы доложит, что состояние облачности позволяет надеяться на улучшение погоды;

4) дневной привал на берегу устраивается в ясную летнюю погоду после полудня с полноценным обедом (40% дневного рациона) и общим отдыхом лежа в течение 1-1,5 часа, пока не спадет жара (купанье - перед обедом). В неустойчивую погоду, при опоздании с выходом и в периоды короткого дня взамен капитального обеденного перерыва обходятся «перекусом» (колбаса, консервы, заранее припасенное и разогретое второе блюдо, горячее питье). Послеобеденный отдых сокращается до получаса или вовсе отменяется в зависимости от обстоятельств;

5) в средних широтах на ужин и ночлег группа во всех случаях останавливается не позже чем за 45-60 минут до захода солнца, а на севере и в Заполярье в периоды белых ночей - около 19 часов. В местах, бедных хорошими стоянками, группа разбивает лагерь на первой подходящей площадке после 18 часов, так как поиски лучшего места могут затянуться до темноты и привести к ночевке в худших условиях. Ужин - 25% дневного рациона;

6) отход ко сну во всех случаях осуществляется за 8 часов до назначенного времени подъема. Костер с песнями возможен только накануне дневки или, если осталось свободное время, после ужина, до отбоя.

Неправильный темп движения туристической группы является одной из наиболее часто встречающихся причин неудачных горных восхождений и походов. Погоня за быстротой и нерасчетливый расход сил, а также неправильное по времени распределение нагрузки — вот главные недостатки, которые наиболее часто встречаются среди начинающих альпинистов. Во время хождения по горам на самую технику шага необходимо обращать особое внимание. Нога должна становится на ступню полностью, при этом необходимо с максимальной тщательностью отнестись к выбору места для постановки ноги, ступни должны ставиться параллельно относительно друг друга, альпинист всегда должен знать, что у него под ногами, поэтому он просто обязан регулярно под них смотреть. Стоит заметить, что на всю ступню ногу следует ставить не только на равнине, но и во время движения на подъёме. Переносить вес с ноги на ногу нужно очень плавно, это поможет сэкономить ваши силы и существенно уменьшит возможность поскользнуться. Ваш шаг не должен быть чересчур широким, он должен быть мягким, а походка в целом немного пружинящей, чрезмерное раскачивание обязательно вызовет лишнюю трату драгоценных сил. Общий темп передвижения полностью зависит от сил группы в целом, и по этой причине здесь нельзя дать точных указаний. Но одно известно точно - всегда приходится ориентироваться на менее опытного и выносливого члена группы, т.к. туристы своих никогда не бросают.

Во всяком случае, можно отметить то, что темп должен быть максимально равномерным, дабы группа не ощущала даже малейшей необходимости в частых привалах. Именно поэтому нужно равняться на самого слабого ходока, гонки на опережение в условиях горного похода недопустимы.

Обычная ошибка в походах, это когда темп сбит, то есть первые с утра изо всех сил бегут вперед, и они же к вечеру еле-еле передвигаются, и им нужны частые остановки, поскольку еще сутра все их силы были растрачены бездумно и нерационально. А качества любого ходока проявляются ни в коем случае не в первый, а в последние часы ходьбы.

Также чрезвычайно важным при подъеме является соблюдение правильного темпа. Идти необходимо таким образом, чтобы недостатка воздуха вы не ощущали, не приходилось ускорять дыхание; работа сердечной мышцы должна нормализироваться через некоторое время стабильной ходьбы при определенном темпе. Все возрастающие и продолжающиеся усиления деятельности сердечной мышцы указывают на очень быстрый темп, который для вас просто неприемлем.

Темп движения можно и нужно контролировать и регулировать по пульсу. Пульс ни в коем случае не должен отличатся большой частотой (допустимое ускорение не превышает 150—200%) в сравнении с нормальной частотой пульса у данного человека на данной высоте. И самое главное, — частота пульса должна достаточно быстро приходить в спокойствие, нормальный пуль должен достигаться в течение 10—15 минут после того как была произведена остановка. Резких движений и рывков, которые срывают устойчивую работу сердечной мышцы, следует избегать. Во время подъема необходимо особое внимание обратить на дыхание и его равномерность, а также на то, чтобы оно было согласованно с движениями вашего тела. Разговоры, пение, а также крики недопустимы, потому как они сбивают дыхание. Кроме работы сердечной мышцы, для контроля темпа служит и частота дыхания: оно не должна отличатся чрезмерной частотой.

Кроме того частота остановок зависит и от уровня тренированности альпиниста. Альпинисты, которые хорошо тренированы, могут без отдыха идти по несколько часов, но нормальным, средним режимом преодолевая легкий путь, следует после каждого часа дороги отсчитывать 10-минутную остановку. По мере того, как увеличивается трудность подъема, остановки организовываются все более часто. Во время туристической работы высокой трудности — протаптывание следа в снегу, рубка ледовых или снежных ступеней, передвижение на большой высоте — рекомендуется делать короткие паузы (не садясь) для организации мелкого отдыха каждые 10 минут передвижения.

Если во время подъема, когда вам нужно совершать преодоление силы тяжести, сердечная мышца подвергается нагрузке высокого уровня, то во время спуска, когда работу сила тяжести наоборот облегчает, сердечной мышце приходится испытывать нагрузку более легкую. Однако во время спуска основная нагрузка ложится на мышцы ваших ног, и темп движения определяется их работой. В случае отсутствия тренировки не стоит производить слишком быстрый спуск, однако при этом достаточно легко натрудить свои мышцы и, что представляет наибольшую опасность - натереть ноги.

На преодоление легкого пути мы даем горячую рекомендацию выступать как можно пораньше — в 5—6 часов утра. Огромное количества наших горных районов располагается на юге, а дневной жарой может быть отнято огромное количество сил, из-за чего вы можете потерять драгоценное время. По этой причине в самое жаркое время суток — с 12 до 14 часов — неплохо было бы организовать большой привал, а уже к 18—19 часам пора планировать организацию бивака для расположения на ночлег. Во время движения по трудным отрезкам местности нужно после рассвета выдвигаться в путь, дождавшись хорошей видимости, а на отрезках местности, где предстоит трудоемкая техническая работа,— выступать раньше, чем 7—8 часов не стоит, по той простой причине, холод существенно затрудняет продвижение группы; особенно трудным и опасным является лазание по обледенелым скалам. Во время перехода по лавиноопасным отрезкам пути приходится организовывать выход немного раньше.

Сразу после выхода не стоит переходить на спешку, сначала возьмите несколько замедленный темп, в процессе такого плавного разогрева организм сможет втянуться в нагрузку постепенно, а по истечении 10—15 минут после того, как вы выйдете, будет полезным организовать остановку, которая послужит для приведения в порядок и обмундирования. С утра стоит делать выход в теплой одежде, для того, чтобы в процессе повышения температуры окружающей среды снимать лишнее, дабы не мерзнуть в начале и не ощущать жару в процессе передвижения. Излишняя легкость одежды вообще не позволительная для злоупотребления штука, по той простой причине, холодом отнимается большая часть сил, а мышцы, которые охладились, показывают худшие результаты работы.

Указать абсолютные норма для пеших горных переходов я, если честно, затрудняюсь: они находятся в зависимости от тренированности человека, испытываемой нагрузки и состояния пути. Альпинисты высокого уровня тренированности делают в день по легкой дороге 60 — 70 км переходы, переходом же средней длинны, следует считать 30 км, при воздействии нормальной нагрузки. Во время подъема по склону невысокого уровня трудности средней нормой можно считать набор высоты от 1000 до 1500 м за день.

По истечению 3—4 походных дней рекомендуется организовать дневку для основательного отдыха, после совершения восхождения полагается от двух до трех дней отдыха. На время отдыха полностью снимать нагрузку тела и сердца не следует — это может вывести вас из “формы”, что усложнит спуск, возвращение и последующее продвижение, неплохим вариантом для поддержания тонуса является регулярная легкая прогулка или пробежка.

Во время пребывания в походе необходимо внимательно следить за своими ногами, в особенности данный совет касается начинающих альпинистов, которые абсолютно не привыкли к длительным переходам и ношению горной обуви. Настоятельно рекомендуем использовать нескольку пар носков одновременно, что обеспечит плотное сидение ноги в ботинке, что касается самого ботинка - он должен быть достаточно туго зашнурованным в месте подъёма ноги. Во время привалах настоятельно рекомендуем снимать для помывки ног холодной водой, подсушивания носков, в том случае, если они напитали в себя влагу, после чего они надеваются снова, но уже на чистые и высохшие ноги. В случае обнаружения первых же признаков потертостей необходимо максимально оперативно предпринять все необходимые меры: заклеить пластырем или забинтовать место, на котором возникла потертость, поправить ботинок на ноге, чтобы достигнуть комфортной .

Место для организации привала должно выбираться таким образом, чтобы отдых группы был обеспечен самыми лучшими условиями из всех возможных — во время жары стоит организовывать привал в затененном месте, при холодах — на солнечном месте, чтобы согреваться. Нельзя не при каких обстоятельствах устраиваться для привала на ветру, особенно после того, как была выполнена работа высокого уровня трудности, по той простой причине, что это грозит вам и вашим товарищам по группе простудой. Если закрытого места отыскать не удается или оно недоступно по различным причинам - следует использовать штормовки или теплые вещи. Ни в коем случае не следует устраиваться на привал кое-как, лучше потерпите, потратив немного сил на прохождение лишнего расстояния, но выберите место, где вы сможете расположиться максимально удобно - полусидя, а лучше лежа, чтобы дать своим мышцам отдых. Во время коротких передышек снимать не принято, на привалах, которые являются более продолжительными, должен быть обязательно снят или же вы должны занять сидячее положение, чтобы ваш мог опереться на что-либо, таким образом, вам удастся разгрузить свои плечи (последний вариант наиболее рекомендован для ветра, когда ваша спина вспотела). Если в ногах чувствуется сильная усталость, полезно расположить их немного повыше, к примеру, положить на снятый с плеч или же расположить на камне. В процессе отдыха не стоит сидеть полностью неподвижно, рекомендуется время от времени вставать для разминки, наиболее важным это является в том случае, когда альпинист был вынужден справляться с весьма увесистым рюкзаком.

Не стоит ни в коем случае сидеть без подстилки прямо на холодном снегу (если вам удастся отыскать теплый - сидите на здоровье!). Во время сильных морозов и большого уровня усталости группы устраивать привалы нежелательно — ослабевшим альпинистами обморозиться будет проще простого.

Перед выходом необходимо обязательно поесть, лучше всего, если это будет горячая пища, по крайней мере, если пища не была горячая - её следует запить горячим питьем. Утренний прием пищи должен быть богат калориями и витаминами, вмещать в себя полный набор нутриентов (белки, жиры и углеводы), но при этом он должен быть легко усваиваемым: шоколад, сухие фрукты, концентраты, сахар, какао. Чрезвычайно полезным во время походов является наличие в карманах кускового сахара, чернослива, сушеной кураги, кисловатых леденцов, которые гарантированно не будут лишними во время привалов для подкрепления. Во время восхождений вообще следует подпитывать организм едой максимально часть, но при этом стоит потреблять лишь небольшие порции. На длительном привале, если будет представлена такая возможность, необходимо организовать приготовление горячей пищи, вскипятить чай; в том случае, когда на эти сутки запланирован тяжелый дальнейший переход - лучше всего перенести на вечернее время самую плотную еду. После принятия солидной порции пищи лучше всего организовать отдых на час.

Во время организации больших (длительных) привалов пить можно сколько угодно, особенно в вечернее время, после того, как во время преодоления большого отрезка пути, альпинисту за день пришлось потерять огромное количество влаги путем испарения. Но в то время, когда альпинисту все же судьба предоставила, наконец, шанс утолить измучившую его жажду, пить залпом ему нельзя. Жажда должна утоляться плавно, пить нужно постепенно, принимая небольшие порции жидкости, так вы сможете не перегрузить свою сердечную мышцу. Во время пути лучше всего не пить вообще, максимум, что можно - не более чем 2— 3 небольших глотков воды, но самым рациональный решением вопросов жажды и пересохшего горла - периодическое полоскание рта и горла. Холодной водой трудно утолять жажду, для этой цели лучше подойдет теплый чай без сахара, айран и прохладное молоко. Ледниковая вода слишком пресна из-за отсутствия в её составе солей и жажду она утолить не сможет, поэтому в нее необходимо добавить клюквенный экстракт или щепотку кухонной соли. Ни в коем случае нельзя есть или глотать снег, так вы только усилите жажду, и раздражите свой рот и губы.

Предельная масса рюкзака, который альпинист переносит на себе, в первую очередь, определяется физическими качествами и тренированностью конкретного альпиниста. Однако у каждого альпиниста данный предел во многом зависит от высоты, на которую планируется подъём, а также от характера пути, который предстоит пройти и, конечно же, от трудностей на нем.

Написано по материалам сайта outdoorukraine.com

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сигирия — львиная скала или самая известная достопримечательность Шри-Ланки
Смотреть что такое
Поезд