Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тайна океана. Как искали и нашли легендарный «Титаник. Непонятные вещи, найденные на борту «Титаника». Фото Что подняли с титаника

Этот корабль таит множество тайн.

Трагическая история «Титаника», затонувшего после столкновения с айсбергом, стала сюжетом бесчисленного количества книг и фильмов, один из которых даже получил премию «Оскар». Более полутора тысяч человек погибли 15 апреля 1912 года, но мало кому известно, что вместе с этими несчастными ко дну океана пошло множество странных и необычных вещей, передает mixstuff

Электрические ванны

В начале 20 века электрические ванны – прообраз современного солярия – считались последним словом медицины. Они были настолько популярны, что одну такую ванну даже поместили на борт «Титаника». Женщины могли пользоваться ванной по утрам, а мужчины во второй половине дня. Пассажиры, желающие искупать своё тело в мощных ультрафиолетовых лучах, должны были приобрести билет стоимостью 1 доллар.

На борту «Титаника» находилось четыре ящика с опиумом – да-да, с тем самым наркотическим веществом. В 1912 году опиум был уже запрещён в США по решению Конгресса, но продолжал входить в состав многих медицинских препаратов. Фармацевтические компании были обязаны ставить на таких препаратах отметку о наличии опиума в составе. В связи с новыми правилами использование и импорт опиума снизились, но не прекратились полностью.

Дорогая картина

Одной из самых дорогих вещей на борту «Титаника» оказался не бриллиант и не ювелирное украшение, а картина работы французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне». Владелец картины, шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьёрнстрём-Стефанссон, выжил во время катастрофы и после подал в страховую компанию иск о возмещении ущерба в 100 тысяч долларов, что по сегодняшним временам составило бы около 2,4 миллиона долларов.

Машинка для производства мармелада

В начале 20 века многие люди при изготовлении домашнего мармелада пользовались специальными машинками для очень аккуратной очистки и нарезки фруктов. Хозяйкой машинки, затонувшей вместе с «Титаником», была 27-летняя Эдвина Селия Траут. Во время спешной погрузки в шлюпку она вынуждена была покинуть свою любимую машинку. Позже она подала иск о возмещении ущерба.

Турецкие бани

«Титаник» был оборудован по последней моде того времени, так что вполне естественно, что на его борту находилась роскошная турецкая баня, в которую допускались лишь пассажиры первого класса.

Кошка Дженни

На многих кораблях того времени, от грузовых судов до роскошных пассажирских лайнеров, содержались кошки, в чью задачу входило истребление мышей и крыс. Кошка Дженни считалась официальным талисманом «Титаника».

Электрическая лошадь

Тренажёрный зал на роскошном корабле выглядит вполне естественно. Однако кое-какое оборудование тренажёрного зала «Титаника» было весьма необычным. Например, там находился аппарат «электрическая лошадь», являвшийся симулятором верховой езды.

Оригинал взят у vesente в Титаник - история, поднятая со дна

Во время моего новогоднего пребывания в Эстонии, в Таллине проходила выставка поднятых вещей с Титаника. Казалось бы, какая связь между ними? Выставка временная с 15.11.13 по 31.03.2014 года, которая, так понимаю, приурочена к 100-летию гибели лайнера. Возможно, выставка доберется и до России.

Ну а пока что, что же я увидел на этой выставке?

Титаник - история легендарная, одно уже название привлекает внимание общественности, в чем немалую роль сыграл Голливуд. В частности Джеймс Кэмерон, снявший одноименный фильм, который собрал немыслимые казалось бы более чем 2 миллиарда долларов в мировом прокате. Даже после своей гибели, история Титаника продолжает ставить рекорды.

Начало 20 столетия было временем оптимизма и прогресса. Развитие технологий подарило человечеству такие чудеса техники, как автомобиль, самолет, кинематограф, телеграф и небоскребы. Развитие международной торговли активизировало передвижение людей, почты и товаров. Океанские суда стали крупнее, быстрее и роскошнее, являясь основным способом перемещения на дальние расстояния, в преддверии эры авиации.

В 19 веке, многие отправлялись в поисках лучшей жизни за океан - в Америку. Главным критерием мореплавания стала скорость и пассажиры стремились попасть на самое быстрое судно. Размеры и быстроходность судов стремительно росли, но это усугубило определенные неудобства, как например сильная вибрация. К началу 20 века, среди пассажиров увеличилась доля состоятельных людей, а наибольшее значение приобрели комфортабельность и роскошь.

Проектное бюро

К началу 20 века, скорость океанских лайнеров выросла почти вдвое по сравнению со серединой 19 века, и уже превышала 20 узлов (37 км/ч). Титаник был построен скорым, но не самым быстрым, так как "Уфйт Стар Лайн" исходила из принципа, что комфорт и удобства - предпочтительнее скорости. Лайнер должен был пересечь океан со скоростью хода около 21 узла (примерно 39 км/ч).

10 апреля в 6 часов утра, экипаж "Титаника", поднявшись на борт, готовился к приему пассажиров. Чуть позже прибыл капитан, и вместе с представителем министерства торговли они осмотрели судно. Все было в порядке и "Титанику" разрешили выйти в море.

В 9.30 в порт прибыл поезд с пассажирами второго и третьего класса, в 11.30 прибыли пассажиры первого класса. Последних капитан приветствовал лично в сопровождении оркестра.

В полдень, дав три свистка, наивысшее достижение инженерной мысли отправилось в своей первый и последний путь. В Нью-Йорк "Титаник" должен был прибыть утром 17 апреля.

Интересно, имела бы история самого большого пассажирского лайнера на тот момент, такой длинный исторический шлейф, доберись благополучно до Нью-Йорка?

Немного цифр:
- 53 метра в высоту.
-28 метров в ширину. Можно было поставить по ширине 8 автомобилей Форд.
- 59000 л.с. - это столько же сколько у 79 современных Ламборджини Венено.
- 42 км/ч была максимальная скорость у Титаника

В 1896 году Шайлер С. Уилер создал первый электрический вентилятор с двумя лопастями. Электромотор вращал вал, в который был вмонтирован ротор. В начале 20 века вентиляторы использовались только в торговых предприятиях и состоятельных домохозяйствах.

"Термотанк" позволял обогревать помещение теплым воздухом. Поворотом ручки регулятора пассажир мог менять количество поступающего в каюту тепла, устанавливая жалюзи в открытое, закрытое или промежуточное состояние.

По части комфорта, роскоши и сервиса, "Титаник" был сопоставим с наилучшими отелями того времени и по праву считался "плавучей гостиницей" класса люкс, заставляя пассажиров забыть о том, что они находятся в море. На борту имелись бассейн, турецкая баня, салон-парикмахерская, спортзал с тренажерами, сквош-корт, фотолаборатория, роскошные обеденные салоны и кафе. Во многих каютах первого класса имелись ванные, а в самых дорогих апартаментах - собственные прогулочные палубы. Ценной возможностью, которой активно пользовались пассажиры, чтобы пообщаться с домочадцами, был телеграф.

В начале 20 века, всех пассажиров судов, по статусу делили на 3 класса. К первому классу относились лица высокого происхождения, богатые производственники, именитые актеры, певцы и писатели. В их распоряжении были самые роскошные каюты. Пассажирам второго класса, в основном были состоятельные люди уважаемых профессий, как например, преподаватели университетов, священники и чиновники.

Самую значительную часть пассажиров - третий класс, составляли люди, отправлявшихся за океан в поисках лучшей жизни. Главным образом это были обедневшие рабочие и крестьяне. Пассажиры разных классов на судне были отделены друг от друга, для них были отдельные помещения для времяпровождения, им готовили пищу в разные местах и прогуливались они на разных палубах.

Каюта первого класса

"Титаник" мог принять на борт более 750 пассажиров первого класса. Все каюты для них были просторны, тонко декорированы и вполне могли конкурировать с лучшими отелями мира. Во всех каютах имелись ванны, горячая и холодная вода, много шкафов. Некоторые каюты первого класса соединялись с салоном.

Самые дорогие свит-каюты стоили 4500 долларов (нынешние 76000 евро).

Кран горячей воды и напольная плитка

Прогулочная палуба, или палуба "А", предназначалась только для пассажиров первого класса. Здесь имелись, помимо апартаментов, самые роскошные помещения, включая читальный и курительный салон, кафе на веранде.

Фрагмент скамейки прогулочной палубы

Курительный салон

Если курительный салон предназначался для мужчин первого класса, то читальный - для женщин из первого класса. Уют создавала мебель в григорианском стиле, лепные карнизы и камин.

Путешествующие дамы, сидя в тепле камина, могли здесь читать свои любимые романы, писать письма, наблюдать за происходящим на прогулочной палубе через окошко.

Читальный салон

Турецкая баня для первого класса была одним из самых комфортных помещений на судне. Здесь была парилка, теплый и холодный зал, зал отдыха и наконец - массажный зал. Самым инновационным в турецкой бане, были лежаки с подогревом.

Дабы придать помещений более экзотический вид, на иллюминаторах висели занавески из Каира, а также бронзовые светильники в арабском стиле. Вход в баню был платным - 1 доллар (17 евро).

Главным местом отдыха был 150-метровый променад, по обеим сторонам палубы. Здесь пассажиры первого класса могли, сидя в шезлонгах или прогуливаясь, любоваться морем и наслаждаться беседой. Также, просторная прогулочная палуба была излюбленным местом детей пассажиров первого: было где побегать.

На "Титанике", в распоряжении пассажиров первого класса, был великолепно оснащенный спортзал. Здесь было два велотренажера, симуляторы гребли верховой езды. Можно были использовать электрические машинки для массажа спины и живота, а за 1 доллар арендовать теннисный корт на полчаса. Любители водных процедур могли плавать в судовом бассейне с подогретой водой. Во всем мире, такие бассейны были только на двух лайнерах.

Внутренний парадный трап "Титаника", бесспорно являлся одним из главных достопримечательных мест. Он находился в носовой части судна, между шлюпочной и салонной палубой так, что пассажиры первого класса могли пользоваться им для передвижения между верхними палубами. Внутренний парадный трап венчал купол из железа и цветного стекла, через который дневной свет наполнял все вокруг.

Со шлюпочной палубы по парадному трапу можно было спуститься на палубу Д, где были гостиные первого класса и обеденные салоны. Оттуда можно было попасть на палубу Е, где располагались некоторые помещение для первого класса.

Каюты второго класса "Титаника" были сравнимы с каютами первого класса других лайнеров и стоило соответственно. Пассажирам второго класса предлагались различные удобства, которые на других кораблях были доступны только для первого класса, такие как - лифт, библиотека, читальный зал, прогулочная палуба. Обеденный салон для второго класса, располагался на салонной палубе "Титаника", был отделан панелями из дуба в стиле 17 века и вмещал 394 человека.

По этой причине, стол здесь сервировали в несколько смен. Во время первого обеда многие пассажиры второго класса решили, что нечаянно забрели в салон первого класса. Поскольку камбузы для первого и второго класса на лайнере были совмещены, то пассажиры второго класса питались почти также, как и пассажиры первого класса.

Посуда для запекания из огнеупорной глины. Посуда хранилась в шкафу, со временем шкаф разложился и посуда осталась лежать на дне в песке.

Пассажирами 3-го класса в основном были эмигранты разных национальностей. Перед тем как подняться на судно, пассажиры третьего класса были обязаны пройти медицинский осмотр и на предмет наличия вшей.

Каюты третьего класса

Интерьер столовой третьего класса был простой, но зал вмещал более 470 человек. Если на других судах здесь были привинченные к полу скамейки, то на "Титанике" были удобные стулья, которые создавали атмосферу недорогого ресторана. Выбор блюд был не столь богатые как в первом и втором классе, но порции были большими и вкусными.

Ежедневно предлагалось 4 приема пищи - завтра, обед, полдник и ужин. Завтра состоял из вареного яйца, овсяной каши, хлеба и мармелада. На обед был суп, мясное блюдо, горячий десерт и фрукты. В полдник подавали горячее блюдо, легкий десерт и чай. На вечер предлагался сыр, овсяный кисель и кофе.

Экипаж. Персонал судна состоял из более чем 900 человек, но в первый рейс вышли по разным оценкам, 885. Экипаж делился на три части: палубная команда (офицеры и матросы), машинная команда и обсуживающий персонал. Самый тяжелый труд выполняли кочегары и триммеры. Более половины членов экипажа были заняты обслуживанием пассажиров. При проектировании судна исходили из принципа, что не связанная с обслуживанием часть экипажа, ни в коем случае не должна пересекаться с пассажирами. В огромном экипаже было всего 23 женщины.

14 апреля, Воскресенье. Шел 5 день плавания «Титаника». Люди уже успели привыкнуть к суете, удобствам и всему тому, что мог предложить самый комфортабельный лайнер мира. Уже готовились к прибытию в Нью-Йорк, которое ожидалось через три дня. Даже капитану было легче, поскольку в воскресенье не предусматривалось обязательного осмотра судна.
Воскресный день был спокойный и тихий, в этот день не было ни торжеств, ни танцев. В обеденном зале первого класса проходило богослужение, которое вел сам капитан Смит. Вечером в ресторане A la Carte состоялся званный ужин в честь капитана. Как правило, на судах компании «Уфйт Стар Лайн» по воскресеньям проводились учения, в ходе которых все пассажиры и члены экипажа должны были в спасательных жилетах собираться в определенных местах шлюпочной палубы. Капитан «Титаника» это учение отменил…

Ледовые предупреждения.

9.00 «Карония»

13.42 «Балтик II»

13.45. «Америка»

19.42. «Калифорния»

21.40 «Месаба»

22.40 «Калифорния»

Ни одно ледовое предупреждение, по разным причинам, так и не было передано на капитанский мостик….

В общей сложности, радисты приняли более двадцать сообщений об айсбергах с момента отплытия. Но воспринимались они как советы, а не реальная угроза. Офицеры и капитан были уверены, что в такую погоду, стоявшей в Антантике они смогут увидеть опасность заблаговременно. И все же меры предосторожности были приняты - закрыт палубный люк в носовой части, чтобы идущий оттуда свет не мешал осмотру поверхности океана с мостика и из мачтовой корзины.

Вахтовый матрос. 14 апреля 1912 года Фредерик Флит стоял на вахте с десяти вечера до полуночи. Офицеры неоднократно напоминали ему и его напарнику матросу Реджинальду Ли, о необходимости быть предельно внимательными, поскольку судно находилось в районе айсбергов. Отсутствие луны и почти гладкое море затрудняли обнаружение айсберга больше обычного, ведь обыкновенно айсберг обнаруживался по отражающемуся свету или брызгам от волн.

23.40. Громадный айсберг появляется на пути величайшего в мире судна. Вахтенный трижды ударяет в колокол и кричит: «Айсберг прямо по курсу!»

Айсбергом была нанесено шесть небольших пробоин 90 метров длину, в результате 5 водонепроницаемых отсеков стало затапливать. В корпус судна ежесекундно поступало более 1000 литров.

На выставке установлена большая ледышка, в которой можно оставить свой отпечаток.

Люди находившиеся в разных частях судна услышали и ощутили скрежет и удар от столкновения по-разному. Через несколько минут «Титаник» остановился. Если на мостике поначалу казалось, что худшего удалось набежать, то следующие двадцать минут раскрыли серьезность создавшегося положения.

После столкновения конструктор «Титаника» Томас Эндрюс младший, осматривает повреждения и сообщает капитану роковую весть: При двух затопленных водопроницаемых отсеках судно может оставаться на плаву. Оно выдержит даже четыре затопленных отсека, но полученные повреждения приведут к неминуемой гибели судна. «Титаник» обречен. Через 25 минут после столкновение капитан отдал распоряжение сажать в шлюпки женщин и детей.

Ночью 14 апреля 1912 года температура воды в Северной Атлантике была -2 С. Соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная вода. Таким образом, воды была холоднее, чем роковой айсберг. Большинство людей не утонуло, а умерло от переохлаждения.

Помощь. Первыми на сообщение sos откликнулось судно «Карпатия», находившееся на расстоянии 93 км. Получив просьбу о помощи, оно изменило курс и на всех парах, направилось к бедствующему «Титанику», прибыв на место через четыре часа.

Судно «Калифорния» было ближе, в 19 км и хотя им были замечены выпущенные с «Титаника» ракеты, капитан ничего не предпринял, чтобы придти на помощь.

Шлюпки. Согласно, первоначальному проекту шлюпок должно было быть 32 штуки, но их количество сократили до 20, поскольку они занимали на палубе слишком много места. Однако, по тем временам, по существующим правилам, этого было более чем достаточно: максимальная вместимость 20 шлюпок была 1178 человек, а полагалось обеспечить 1060 мест.

Только в двух шлюпкам было положенное количество людей, в первых семи шлюпках было всего по 160 человек. Это связано с тем, что по распоряжению капитана сначала в них сажали только женщин и детей.

Маргарет Браун.

Взяла на себя управление шлюпкой, когда заметила, что рулевой Роберт Хитченс стал вести себя неадекватно. Она распорядилась, чтобы другие женщины гребли вместе с ней и подбадривала их рассказами и песнями.

Илда Штраус.

Супруга владельца универмага Mary’s отказалась садиться в шлюпку номер восемь без мужа. «Мы всегда были с ним вместе, вместе и умрем».

Музыканты. Как только пассажиры стали занимать места в шлюпках, главный судовой казначей Герберт МакЭлрой собрал музыкантов и велел им играть, дабы пассажиры сохраняли спокойствие. Они играли отрывки из разных произведений, с каждым разом беря все более веселые пассажи. Музыканты были частными предпринимателями, им никто не предложил руководить шлюпками, но также и не предлагал эвакуацию наравне с пассажирами. Никто из них не выжил.

Брюс Исмей. Директор компании «Уайт Стар Лайн сел в складную спасательную шлюпку «С», в то время как многих женщины и дети еще не были эвакуированы. Поднявшись на борт подоспевшей на помощь «Карпатии», он потребовал себе отдельную каюту, откуда не выходил до самого прибытия в Нью-Йорк. До конца своих дней, его преследовало всеобщее презрение.

Пассажиры первого класса: 199 спавшихся, 125 погибших.

Пассажиры второго класса: спасшихся 116, погибших - 168.

Пассажиры третьего класса: 181 спасшихся, 529 погибших.

«Титаник» лежит на глубине 4 километров, в 740 километрах от острова Ньюфаундленд. Переломившись, он затонул, и носовая и кормовая части корпуса, лежат на расстоянии 600 метров друг от друга. Пространство дна между ними усеяно разными предметами.

Идея найти «Титаник» высказывалась еще в 1912 году, но технически это было тогда невозможно. Обнаружить судно удалось лишь через 73-года после крушения, в 1985 году. При более подробном изучении обломков подтвердилась версия о разломе судна на две части, что считалось до этого маловероятным.

Фирма «RMS Titanic Inc» в 1987-2004 годы, совместно с Францией и Россией, организовало ряд экспедиций по исследованию и поднятию предметов с затонувшего лайнера, собрав со дня моря свыше 5500 предметов. В ходе экспедиции 2010 года, с помощью глубоководных аппаратов, были определены границы археологической находки, составлено первое эхолокационное изображение местоположения судна и сняты трехмерные видеокадры высокого разрешения, с помощью которых, ученые могут исследовать «Титаник» ранее недоступным способом. Модули дистанционного управления, соединенные с базовым судном с помощью троса, собирают данные. Наилучшую видимость и ракурс, ученые получают все-таки с обитаемых батискафов. Погружение к «Титанику» продолжается 12-15 часов, из них 2-2, 5 уходит на погружение и подъем.

Эти почтовые открытки были найдены в пакете, перевязанный лентой, вместе с еще 120 открытками из разных мест принадлежали Ховарду Ирвину.

Споры о праве собственности начались сразу после обнаружения судна, так как оно затонуло в международных водах. После долгих судебных споров, исключительное право собственности перешло в 1993 году к фирме «RMS Titanic Inc», которая сохраняет его и поныне.

Расследование случившегося началось уже спустя 4 дней после катастрофы. Специальная комиссия в Нью-Йорке опрашивала спасшихся и пыталась выяснить обстоятельства катастрофы. Расследование велось 8 дней, но выяснить мало что удалось. Более основательное расследование было проведено в Англии. Выводы и рекомендации легли в основу законодательства по безопасности.

Изменение в безопасности мореплавания. После катастрофы радисты должны были дежурить в радиорубке 24 часа в сутки и с капитанским мостиком должна была быть обязательно прямая связь. Были ужесточены требования к условиям проектирования и строительства судов, а также расположение и параметры прочности водонепроницаемых переборок.

И к слову сказать, непотопляемым Титаник назвал New York Times, уже после его гибели.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.

Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.

Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.

Титаник. Фото: www.globallookpress.com

Тела погибших собирались поднимать динамитом

Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.

Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.

Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.

Интерьер веранды для пассажиров первого класса «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

Азот и шарики для пинг-понга

Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.

В 1960-1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.

В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.

Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард . Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.

Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.

Фото: www.globallookpress.com

Тайная миссия доктора Балларда

В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».

Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.

Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».

Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.

О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».

Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Кометный хвост» на дне

С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.

Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.

Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».

Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.

Макет корабля. Фото: www.globallookpress.com

Дом для подводных обитателей

Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.

Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.

Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.

Кошелёк, поднятый с «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

От людей осталась только обувь?

В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.

Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник» , на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».

Вещи с «Титаника» — выгодный товар

За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.

Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».

Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».

Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.

В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • ©
3 марта 2016, 15:56

В продолжение поста блогера LadyWinter хотелось бы продолжить тему Титаника,в частности рассказать о найденных артефактах

С тех пор как легендарный "Титаник" погрузился во мрак Атлантического океана, он навсегда приковал внимание историков, археологов и коллекционеров. А в связи с предстоящим 100-летним юбилеем трагической катастрофы интерес к кораблю только повысился. Представляет обзор самых дорогих артефактов с затонувшего лайнера, выставленных на аукционы по всему миру.

История этого украшения с бриллиантами окутана тайной. На браслете имеется кулон с именем владелицы - Эми. Предположительно, он принадлежал одной из пассажирок "Титаника" - мисс Аманде. Начальная цена изделия - $200 тыс.Выглядит удивительно современно.

Во время расследования причин крушения изучались чертежи корабля, которые в 2011 году были проданы на аукционе за $362 тыс. План шириной 10 м выполнен цветными мелками и изображает момент столкновения судна с айсбергом.

Рукописи с "Титаника" неоднократно продавались на различных аукционах мира. Письмо, написанное Адольфом Саафельдом к жене, датированное 10 апреля 1912 года, было продано в 2010 году за $90 тыс. В нем пассажир делится с супругой впечатлениями о роскошном корабле, в частности описывает интерьер, искусно продуманное меню и рассказывает о "замечательном путешествии". Вряд ли Саафельд догадывался, каким образом оно завершится всего через пять дней.

Легендарный корабль отличался исключительной роскошью, дорогим убранством, а также изысканным меню в ресторанах. Поэтому на аукционе появится меню обеда для пассажиров первого класса. Ажиотаж вокруг торгов создает тот факт, что обед стал последним для большинства пассажиров судна. Меню было напечатано 14 апреля 1912 года, а трагедия, унесшая жизни 2 тыс. 208 человек, произошла в ночь на 15 апреля.

Меню не оказалось на дне океана благодаря доктору Вашингтону Доджу - банкиру из Сан-Франциско, отправившемуся в путешествие на "Титанике" со своей женой Рут и сыном Вашингтоном-младшим. Рут взяла меню на память, поместив его в свою сумочку. С тех самых пор оно хранилось в их семье как своеобразная реликвия. Последний обед пассажиров лайнера состоял из яиц, курицы, говядины, бараньих котлет на гриле, различных десертов и восьми видов сыра. Организаторы аукциона рассчитывают выручить за это около $158 тыс.

Спасательный жилет, оцененный в $119 тыс., предназначался на случай чрезвычайной ситуации на море, однако, судя по его виду, жилет вряд ли был приспособлен для суровых погодных условий.

Любовь к сигарам капитана рокового корабля Джона Смита доходила до того, что он просил родных молчать, пока курил их. Неудивительно, что британская пароходная компания White Star Lines подарила ему коробку для сигар. Она выполнена из орехового дерева и оценивается в $40 тыс.

Крайне редкий артефакт – пассажирский билет на «Титаник».

Остальные артефакты

Часы остановившие время для пассажиров корабля...

Ожерелье. Было украдено на выставке в Лондоне.

Посуда с фирменной маркировкой

Дамская сумочка

Кольцо, найденное на дне океана, невольно напоминает о бриллианте «Сердце океана» из фильма Джеймса Камерона.

Херувим, когда-то украшавший парадную лестницу «Титаника»

Фарфоровая чашка для пассажиров первого класса

Пара детских туфель

Посуда для первого класса

В апреле 1912 года вместе с затонувшим Титаником на дно пошли несчастные пассажиры гигантского океанского лайнера и множество самых разнообразных грузов. Широко известно, например, что затонул автомобиль Renault, драгоценности и книги. В нашем обзоре – 10-ка менее известных, но весьма интересных грузов, затонувших во время катастрофы, и связанные с ними невероятные истории.

Меховая одежда


На борту Титаника находились три контейнера модной одежды из меха кролика, произведённой британской компанией Dicking&Jones. Они направлялись в Нью-Джерси и были проплачены банком The Broadway Trust Company of Camden. Эта потеря и исчезновение курьера Дэвида Степи с несколькими десятками тысяч долларов и ценными бумагами стали главными причинами банкротства банка.

Опиум


На борту Титаника было четыре контейнера с опиумом . Перевозил американский миллионер, бизнесмен, писатель Джон Джейкоб Астор IV - правнук Джона Джейкоба Астора, сколотившего состояние на мехах и недвижимости. Сам Астор до Америки тоже не добрался, он погиб при крушении корабля. Остаётся отметить, что опиум был контрабандой, поскольку за сем лет до трагического рейса Конгресс США это вещество запретил. Правда, это не мешало индейцам использовать его для приготовления всевозможных лекарств и «бодрящих» отваров.

Собака чау-чау



Одним из пассажиров первого класса был биржевой маклер из Нью-Йорка Гарри Андерсон, который возвращался домой с собакой редкой на то время породы чау-чау . Андерсону удалось спастись, попав на борт спасательной шлюпки № 3, а чау-чау утонула вместе с 8 другими собаками, которые плыли со своими хозяевами на Титанике. Известно, что страховое агентство выплатило спасшемуся бизнесмену за потерю домашнего любимца компенсацию в размере $ 50.

Портрет Гарибальди с его автографом


Пассажир второго класса Эмилио Иларио Джузеппе Порталуппи возвращался из одной Италии в США. Ему удалось спастись благодаря счастливой случайности. Оказавшись в холодной воде, он уцепился за льдину и дрейфовал, пока его не подобрала спасательная шлюпка. А его ценный груз – портрет итальянского национального героя Джузеппе Гарибальди с его автографом – утонул вместе с Титаником. По прибытии в США Порталуппи подал в страховую компанию иск на $ 3000 и получил эту сумму.

Конспект лекций


Молодой пассажир второго класса Сидни Кларенс Стюарт Коллетт был студентом-богословом и возвращался из Англии к родителям в Порт-Байроне. Стюарт Коллетт ассистировал преподобному мистеру Картеру в салоне второго класса во время воскресной вечерней службы 14 апреля 1912 года, в которой принимали участие около 100 пассажиров. Известно, что после того, как корабль столкнулся с айсбергом, Коллетт помогал пассажирам рассаживаться в шлюпки. Сам он спасся ним в шлюпке № 9. Впоследствии ему выплатили страховку в размере $ 50 за потерю рукописных конспектов лекций колледжа за 2 года.

Волынка ирландского фермера


На борту Титаника находился и 29-летний фермер из Ирландии Юджин Патрик Дэли. Он был пассажиром третьего класса и направлялся в в Нью-Йорк из Квинстауна. Известно, что за билет он заплати всего 7 фунтов 15 шиллингов и в пути играл для своих товарищей на волынке «Плач по Эрину». Во время катастрофы Дэли прыгнул в воду без спасательного жилета, в пальто, и ему удалось добраться до перевернутой лодки «Б», с которой его подобрало судно «Карпатия». За потерю своей волынки он получил компенсацию в размере $50, а через несколько десятилетий его музыкальный инструмент обнаружили водолазы на месте кораблекрушения. Патрик Дэли рассказывал, что в дорогу всегда на удачу надевал пальто, в котором спасся с Титаника.

Мармеладная машина


В 1912 в Англии существовали так называемые мармеладные машины , которые использовались для очистки и нарезки фруктов. Пассажир второго класса Эдвина Трутт везла с собой подобное устройство. Естественно, при катастрофе было не до спасения машины. Позже дама подала иск, требуя возмещения ущерба в размере 8 шиллингов 5 пенсов.

Коробка с фильмом


В списке вещей, перевозимых на борту Титаника, числилась коробка с фильмом для студии The New York Motion Picture Company – одной из небольших киностудий, которых было множество на Восточном побережье до того, как вся киноиндустрия окончательно переехала в Голливуд. Что было на пленке, уже не расскажет никто, фильм так и не появился на экранах.

Чемодан с парфюмом


Среди пассажиров первого класса на борту Титаника был и глава парфюмерной компании Sparks, White and Co. Ltd. британец Адольф Заальфельд. В его кожаном чемодане было 65 флаконов различного парфюма . Чемодан во время крушения ушёл на дно, где оставался в течение 89 лет. В 2001 году его подняли на поверхность. Часть флаконов на удивление остались целыми и даже сохранили аромат. Современные парфюмеры пытаются расшифровать химический состав этих давно потерянных ароматов.

Рукопись


В почтовом отделении Титаника был пакет, содержащий рукопись «Караин: воспоминание» известного автора Джозефа Конрада. Конрад отправил свою рукопись коллекционеру Джону Куинну, но он так и не получил её. Это была первая версия книги Конрада, вышедшей позже под названием «Лорд Джим».

Что ещё было на борту Титаника

Известно, что вместе с Титаником на дно пошли так же
К числу некоторых других интересных предметов, которые пошли на дно Атлантического океана с Титаником, относятся: 856 рулонов линолеума, 1 контейнер кретона, 1 ящик автозапчастей, 41 коробка фильтровальной бумаги, 76 коробок драконьей крови (твердая красная смола), 1 бочка земли, 1 ящик с граммофонами Эдисона и 2 бочки ртути.

В продолжение темы - , создание которых определило векторы развития этого вида кораблей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Замок бларни в ирландии Ирландия замок и сады бларни
Римское завоевание и романизация испании
Российские пилоты на службе у великого китая Запрет пилотам работать в китае