Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Парк музеон скульптуры описание. Музеон: скульптуры в парке. Район парка и история создания

Крымская набережная Москвы-реки:

По реке плавают прогулочные пароходики:

Рядом виднеется здание фабрики «Красный октябрь» (интересно, она сейчас действует или раздербанена под офисы?) и памятник Петру I.

Где-то вдалеке за домами блестят купола неуклюжей громадины храма Христа Спасителя

Я же, купив пакетик жареных каштанов, сажусь отдохнуть и перекусить на деревянном помосте у набережной в парке «Музеон».

Кстати, вопреки ожиданиям, жареный каштан не имеет орехового вкуса, а больше всего похож, пожалуй, на печёную картошку, только, в более прочной шкурке.

Рядом работает оригинальный фонтан, бьющий прямо из дорожки, и утекающий непонятно куда.

Причём его струи танцуют под свою какую-то неслышимую музыку. Вот, посмотрите на видео:

Небольшой перерыв закончен, пора прогуляться дальше по набережной части парка. Все здесь так и дышит современным искусством и современным городским спортом. Вот какое-то непонятное сооружение со свисающими цепями.

А вот вдоль набережной расставлены стенды

На которых не картины и даже не фотографии, а просто фотокопии листочков из блокнотов с записями, казалось бы, не имеющими никакого смысла.

По реке продолжают курсировать прогулочные пароходы, но погода стремительно портится. Если утром я изнывал от жары и палящего солнца, пока тащил прибор на завод, то сейчас стало не просто прохладно, а дует холодный пронизывающий ветер и пришлось надеть предусмотрительно захваченную с собой куртку.

На реконструированной набережной сделана не только пешеходная часть, среди неё ненавязчиво выделены дорожки для велосипедистов и роллеров. А вдоль дорожек посажены степные травы, которые, наверное, должны напоминать центральную засушливую часть Крыма. Набережная-то Крымская ведь.

Пешеходные дорожки покрыты хорошей плиткой, а велосипедные — имеющим гораздо более хорошее сцепление с колёсами асфальтом.

Дорожка идет мимо павильонов, выстроенных на месте стихийного рынка, на котором художники продавали свои картины, развесив их на сетке забора. Сейчас продажа более цивилизована в архитектурно оформленных крытых павильонах. Неплохо бы что-то подобное организовать у нас в Кирове в сквере у перекрестка ул. Московской и Володарского.

Уже виднеется мост, за которым начинается парк им. Горького. А перед мостом небольшая деревянная сцена с надписью «каждый четверг с 20:00 до 23:00 здесь играют уличные музыканты «на шляпу»». Жаль, что хотя сегодня и четверг, но в это время я буду ехать в поезде обратно в Киров.

Парк «Музеон» образовался как памятник ушедшей советской эпохе. После событий 1991 года монументы вождей по всей Москве демонтировали и свозили на территорию возле ЦДХ, где тогда был склад. Иосиф Сталин со сколотым носом, Дзержинский в пятнах краски - дефекты на памятниках решили оставить как свидетельство времени. В 1992 году парк официально был превращен в Музей скульптуры под открытым небом. Постепенно коллекция «Музеона» пополнялась: к вождям присоединились их жертвы, добавились современные скульптуры и когда-то запрещенные работы художников-авангардистов.

В "Музеоне" собраны не только бюсты вождей.

Ольга Ваганова/АиФ

Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958 г.

Памятник Феликсу Дзержинскому работы Евгения Вучетича больше 30 лет простоял на Лубянской площади, а в «Музеон» попал одним из первых в августе 1991 года. Тогда толпа путчистов, собравшаяся вокруг здания КГБ, бросилась свергать Железного Феликса голыми руками. Идея повалить статую возникла стихийно. Люди взбирались на нее, цепляли канат, тут же появился грузовик, к которому уже начали крепить концы каната. Однако, толпу удалось остановить, и монумент демонтировали цивилизованно по решению Моссовета. С тех пор на памятнике остались пятна краски, а из глаз Дзержинского будто бы текут слезы.

Феликс Дзержинский прибыл в "Музеон" одним из первых.

Ольга Ваганова/АиФ

Памятники Ленину

Памятников Ленину в парке несколько, но не все попали сюда с московских улиц и площадей. Известно, что гранитный бюст вождя работы Сергея Меркурова раньше стоял у здания Белорусского вокзала, остальные же монументы перевезли в «Музеон» из запасников Третьяковской галереи. Дело в том, что статуи Ленина в Москве активно не сносили. В постсоветские годы было убрано всего несколько десятков памятников, не столько по политическим причинам, сколько для расчистки места под застройку. Всего же в Москве остается стоять более ста памятников Ленину.

Лениных в парке несколько.

Ольга Ваганова/АиФ

Сталин. Сергей Меркуров, 1939 г.

Сталин с отколотым носом приехал в «Музеон» из Измайловского парка, который раньше назывался парк им. Сталина. Монумент стягивали с четырехметрового постамента веревками, в результате чего и повредили скульптуру. Авторство статуи принадлежит советскому скульптору Сергею Меркурову, который тиражировал вождей в огромных количествах. Кстати, памятники Сталину в основном взрывали, а не демонтировали, поэтому осталось их не так много.

Эта скульптура Сталина когда-то стояла в центре Измайловского парка.

Ольга Ваганова/АиФ

«Жертвы сталинских репрессий». Евгений Чубаров, 1990-е годы

Скульптура, символизирующая узников сталинских лагерей, находится прямо за спиной у вождя. Композиция художника Евгения Чубарова состоит из 283 каменных голов, помещенных в отдельно стоящую стену и забранных решеткой. Интересно, что Чубаров создал только «головы», а концепцию памятника придумали руководители парка.

"Жертвы сталинских репрессий".

Ольга Ваганова/АиФ

«СССР ‒ оплот мира». Степан Щекотихин, 1970 г.

Еще один советский артефакт в «Музеоне» панно «СССР ‒ оплот мира». Гигантский герб Советского Союза, выполненный из нержавеющей стали, до 1991 года находился в районе Ленинского проспекта и служил обозначением старой границы города, встречая гостей, приезжающих в Москву из правительственного аэропорта Внуково.

"СССР ‒ оплот мира".

Ольга Ваганова/АиФ

Максим Горький. Вера Мухина, 1951 г.

Памятник Максиму Горькому попал в «Музеон» в 2005 году. Его демонтировали с площади Белорусского вокзала, чтобы расчистить там место для строительства транспортной развязки. Писателя положили на траву, где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году скульптуру отреставрировали и поставили «на ноги». В настоящее время московские власти обещают вернуть памятник на его первоначальное место. Проект монумента был разработан скульптором Иваном Шадром еще в 1939 году, а завершала работу знаменитая Вера Мухина. На площади Белорусского вокзала Горький появился в 1951 году.

Памятник Горькому столичные власти обещают вернуть к Белорусскому вокзалу.

Академик Сахаров. Григорий Потоцкий, 2007 г.

Скульптура академика Сахарова работы художника Григория Потоцкого появилась здесь в 2007 году. Композиция расположена неподалеку от памятника «Жертвам политических репрессий». Ученый и правозащитник Сахаров изображен мечтательным и ранимым, смотрящим в небо. Сидит он прямо напротив главного палача.

03. Иду по мосту

04. Пречистенская набережная, памятник Петру, Президент-отель, ЦДХ

05. Высотка МИДа, шпиль в ремонте

07. Перешёл Москву-реку, внизу - вернисаж на Крымской набережной. Множество художников выставляет здесь на продажу свои картины, и не только свои, и не только художники.

08. Центральный дом художника на Крымском Валу. Здесь располагаются залы искусства XX века Третьяковской галереи. «Чёрный квадрат» Малевича - именно здесь. Здесь же не так давно проходила нашумевшая выставка картин Валентина Серова

10. Через дорогу - ворота Парка Горького. Но туда я в этот раз так и не попал.

11. Парк искусств «Музеон» тоже входит в систему Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Скульптуры у входа работы М.Ф. Бабурина: «Торжество труда: наука и искусство»

12. «Торжество труда: мир Земле»

13. В самом парке масса скульптур, как понятных, так и не очень. В.П. Буйначев, «Поклонение волхвов»

15. А. Григорьев, «Наследник века»

17. Е.В. Вучетич. «Перекуём мечи на орала»

18. Молодой Максим Горький у стены Дома художника

19. Ю. Микенас, «Первые ласточки»

20. М.В. Переяславец. «Степан Супрун».

21. Г.Д. Ястребенецкий. «Никто не забыт, ничто не забыто»

22. Е.В. Вучетич. «Стоять насмерть». Такая же скульптура, только намного больших размеров, стоит на Мамаевом кургане в . Лицо воина скульптор делал с Василия Ивановича Чуйкова.

23. Т.И. Калёнкова. Александр Твардовский.

Здесь же установлено множество памятников, ранее стоявших на улицах и площадях Москвы и других городов.

25. Знаменитый «Железный Феликс» - памятник Ф.Э. Дзержинскому работы Е.В. Вучетича, с 1958 по 1991 стоявший на Лубянской площади, тогда носившей его же (Дзержинского) имя, но в августе 1991-го варварски снесённый толпой безумных маргиналов, возомнивших себя «Защитниками Свободной России» (сокращённо - засранцы).

26. Максим Горький. Скульпторы: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская, 1951 г. Снят в 2005 году с площади Тверской заставы у Белорусского вокзала , «временно, на время строительства развязки, парковки и торгового комплекса». Все эти объекты давно построены, памятник и ныне здесь.
Дополнение: 31 июля 2017 года памятник всё же был возвращён к Белорусскому вокзалу. Так что в «Музеоне» его больше не ищите.

27. Памятник Я.М. Свердлову работы скульптора Р.Е. Амбарцумяна

28. Г.В. Потоцкий. «Андрей Сахаров»

29. Скульптурная композиция «Вожди и жертвы».

30. Без подсказки не догадался, что это множество белых фигур называется «Выставка белокаменной скульптуры»

31. Инсталляция «СССР - оплот мира», а рядом с ней - группа скульптурных портретов советских государственных деятелей.

32. Михаил Иванович Калинин

33. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сидит, хоть и памятник. Без пиджака.

35. Наоборот, Александр Сергеевич.

38. Алексей Николаевич Косыгин

39. Лично дорогой Леонид Ильич Брежнев

40. И снова дорогой Леонид Ильич

Эту скульптуру увидел в Музеоне, в Москве и вспомнил одну историю. Между прочим, тоже героическую. Про сандалии.
Как-то летом, приехали родственники. Родители решили отвезти их на Мамаев курган. В моем детстве родственников возили обычно в два места, - на дачу и Мамаев курган. Меня тоже было решено взять. Но сначала принарядили, - шортики, белые носки, пилотка. Умыли и стерли зеленку на коленках. В довершении к выходному наряду, мама достала праздничные, черные, лакированные сандалии и велела надеть. В этих сверкающих, импортных ботах я год назад танцевал на выпускном в детском саду и с тех пор они лежали в шкафу. На особый, какой-нибудь торжественный случай. В новенькой коробке. Ну вы в общем знаете как это бывает.
Я надел эти сандалии и с радостью спрыгнул со стула...
Крик еле удалось сдержать, а град слез, заменило частое моргание. Туфли жали. Свирепо и беспощадно. Они отнимали все ощущения жизни, кроме трагедии быть обутым в них. Я смотрел на блестящее чудо сверху и мне хотелось снять и радостно зашвырнуть их в окно.
Тут мама критически меня оглядела и с подозрением спросила:
- Жмут сандалии?
- Нет, нет! - я испугался, что меня не возьмут с собой и неистово замотал головой, - нет, нет.
В общем поехали. При входе на Мамаев курган, как водится сфотографировались. Хорошо помню эту фотографию в альбоме у родителей. У всех радужные, освещенные летним солнцем, счастливые лица и только один мальчик в пилотке, стоит и с ненавистью сморит на свои красивые сандалии...
Мамаев курган, на маленького, да и впрочем как и на большого человека, производит ошеломляющее впечатление. Я тут был уже не в первый раз, но все равно, сразу со входа, фундаментальность ансамбля захватывало мое воображение,
Я ходил озирался, рассматривал барельефы, огромные плиты под ногами, скульптуры. Все это было величественным, огромным и каким-то нечеловеческим. Это были мои Тадж Махал и египетские пирамиды, собор святого Петра и Колизей. Я не мог осознать, что это все сделано человеческими руками и разумом, и скорее поверил в творение богов и вечность этого монумента. Но вот сандалии...Они сводили меня с ума. Я уже готов был сдаться, снять их и поставить всем ультиматум и родителей в неудобное положение перед гостями.
Тут мама показала мне вот эту композицию и сказала, что она называется "Стоять насмерть". Я почему-то решил, что это про меня. И про мои сандалии.
"Насмерть!" -решил я.
В общем сандалии жали. Ноги подкашивались. Но я был скульптурой. Монументальной.
В зале Воинской славы, я немного отвлекся, - на стенах со списками погибших, я осторожно искал свою фамилию. Мне казалось, что найдя ее, я каким-то образом приобщусь к подвигу этих людей, стану частью человеческого величия. Но фамилии моей не было, я вздыхал и искал другие знакомые фамилии. Знакомых фамилий тоже было немного и мне оставалось только наслаждаться собственным героизмом борьбы с блестящими туфлями.
Высота 102, более известная как Мамаев курган постепенно превращалась и в мою личную битву. Битву со сверкающим, черным, импортным злом, с округлыми носами.
Мы еще достаточно долго ходили по мемориалу, поднимались к Родине - матери и спускались обратно. Отец рассказывал гостям, как он учась в автошколе, возил землю для строительства на этот курган, как тут все было изрыто следами войны и засыпано хлоркой, - от запахов человеческой смерти.
Все грустнели. А я шел на деревянных ногах, с каждым шагом представляя себя защитником Сталинграда, а лакированные сандалии, были моими немецко - фашистскими захватчиками.
Потом гости смеялись папиным рассказам, как его самого молодого, строители послали за водкой и он, дабы успеть в магазин до закрытия, поехал на грузовике вниз, прямо по ступенькам главной аллеи. Я тоже слушал эту историю, но его подвиг мне казался незначительным, по сравнению с тем героизмом, который происходил прямо у них под носом. А конкретно с мальчиком в чистых шортах, белой пилотке и чертовых, черных туфлях с блестящей застежкой.
Когда наконец поехали домой, я был практически в обмороке. Ноги онемели по самые коленки и казалось, что если я сниму сандалии, мир должен обязательно взорваться шумными аплодисментами и по небу должна сверкать огромная радуга.
Но сил не хватило. Поднимаясь по лестнице в квартиру, ноги отказали и я упал. Безвозвратно. Папа втащил меня на руках и положил на диван. Мама вскрикивала, что перегрели ребенка на солнце и бежала за мокрым полотенцем...
Когда сняли с меня сандалии, все замерли. Белые носки были в крови, ступни синего цвета, а мое лицо, - в цвет нарядной пилотки. Поняли все сразу. Ну почти все. Остался один вопрос, - Зачем? Его мне и задали, когда перебинтовывали ноги.
- Стоять насмерть! - ответил я и сделал героическое лицо.
Папа смеялся, мама вздыхала и выражала сомнение, что это ее ребенок.
Туфли выбрасывать конечно же не стали и они достались младшему брату, не те были времена, что бы разбрасываться лакированными, импортными вещами. А мне осталось знание, что тесные сандалии,- это даже подлее изюма с косточками... хотя это уже другая история.

  • В этом музее под открытым небом содержится более 700 скульптур советского периода, некоторые из них ‒ шедевры монументальной скульптуры.
  • В павильонах вдоль Москвы-реки можно купить картины современных московских художников, а также сувениры.
  • Парк отличается изысканным ландшафтным дизайном‒ альпийские горки, большие клумбы, фонтаны, многочисленные лавочки, беседки, подиумы.
  • Парк предлагает экскурсии, выставки, лекции по архитектуре, искусству и музыке, концерты, занятия йогой и прокат велосипедов.
  • Рядом находятся интересные достопримечательности: Московский дом художника, парк имени М. Горького, Третьяковская галерея на Крымском валу.

Парк искусств Музеон – одно из самых пластичных и динамично развивающихся мест в городе. Это эпицентр культурной жизни столицы – место, в котором пересекаются самые интересные выставки, инсталляции и творческие люди. А еще это красивый ухоженный парк и один из самых больших музеев под открытым небом, где в полной гармонии сосуществуют памятники советской эпохи и современные скульптурные композиции. На площади в 24 гектара разместилось более 700 работ самых именитых мастеров – Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова и др. Скульптуры в парке не мешают друг другу, гармонично вписаны в ландшафт и не навязывают направление и темп прогулки.

РАЙОН ПАРКА И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Музеон соединен общей набережной с , и является единственным парком в пределах Садового кольца. Он представляет собой обширный, тщательно спланированный зеленый участок, протянувшийся вдоль Москвы-реки. Войти в парк можно через один из пяти входов, расположенных в районе Крымского вала, Мароновского и Третьего Голутвинского переулков. Рядом находятся интереснейшие архитектурные и туристические точки Москвы: Парк культуры и отдыха имени М. Горького (вп ечатляющая колоннада его центрального входа хорошо видна напротив главного входа в Музеон); Московский дом художника и (представляет ретроспективу русского и советского искусства XX в.); памятники архитектуры XVIII ‒ XIX вв. ‒ храмы св. Марона и св. Николая в Голутвине; дома промышленников и банкиров Рябушинских и Третьяковых.

Идея создания «парка искусств» принадлежала советскому министру культуры Екатерине Фурцевой. Реализация проекта началась в 1970 г. с постройки Дома художника и здания новой Третьяковской галереи (архитекторы Н. Сукоян, Ю. Шевердяев). В современной планировке Парк искусств Музеон образовался в начале 1990-х гг. После распада СССР памятники советской эпохи оказались демонтированными, и вполне логичным стало оборудование специального музея советской скульптуры под открытым небом. Обширная территория сквера возле Дома художника на Крымском валу как нельзя лучше подходила для этой цели.

В Музеоне были собраны разнообразные памятники советским вождям: Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, Якову Свердлову, Михаилу Калинину, Леониду Брежневу и другим. Коллекция скульптур постоянно пополнялась, и сегодня у парка Музеон нет аналогов в России. Здесь можно увидеть настоящие шедевры от самых именитых мастеров: Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова, О. Комова, З. Виленского, А. Рукавишникова и мно гих других. Всего здесь собрано более 700 скульптур. В экспозицию музея вошли работы, созданные к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, 200-летию со дня рождения Александра Пушкина, .

Музеон и соседний с ним Московский дом художника считаются «меккой» творческих людей: здесь всегда можно найти интересную выставку, посмотреть фильм, пробрести книги, краски или холсты для творчества, а также просто полежать на траве или посидеть на скамье с видом на реку. Недавно в состав Музеона вошла прогулочная зона на Крымской набережной и вернисаж, на котором можно приобрести картины современных московских художников: вдоль набережной Москвы-реки установлены комфортабельные павильоны для размещения картин и торговли сувенирами.

ВЫСТАВКА СКУЛЬПТУР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Ближе к набережной находится еще один советский артефакт – панно «СССР ‒ оплот мира». Панно представляет собой гигантский герб Советского Союза, выполненный из нержавеющей стали. До 1991 г. оно находилось в районе Ленинского проспекта и служило обозначением старой границы города, встречая гостей, приезжающих в Москву из правительственного аэропорта Внуково.

На противоположной стороне набережной Водоотводного канала посетители Музеона могут во всех деталях рассмотреть спорный монумент эпохи 90-х гг. XX в.: памятник первому российскому императору Петру I работы Зураба Церетели. Распространено мнение, что эта гигантская скульптура первоначально создавалась в честь 500-летнего юбилея открытия Америки Колумбом. Соединенные Штаты, Испания, страны Латинской Америки отказались ее принять, и переработанная статуя в результате превратилась в памятник русскому царю и заняла свое место в точке разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Хотя надо признать, что эту версию создания памятника пытаются опровергать.

К числу самых примечательных скульптур относятся «Нильс Бор и Альберт Эйнштейн» Владимира Лемпорта, а также «Но время, время, Александр Сергеевич!» (1999 г.) Владимира Буйнашева, представляющая перед дуэлью. Высота бронзового памятника Пушкину – 166 см – соответствует росту знаменитого поэта. Посетителю предоставляется возможность сфотографироваться на его фоне и определить, насколько он выше или ниже поэта. Среди скульптур есть и работы-талисманы, например, «Туфельки» и «Сфинкс» скульптора Дмитрия Тугаринова (1995 г.). Считается, что если положить мелочь в туфлю, то удача и счастье в будущем гарантированы.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

В ходе реконструкции в начале XXI в. в Музеоне был значительно улучшен ландшафт. Появились альпийские горки, беседки, фонтаны, мощеные пешеходные дорожки с деревянными настилами, многочисленные лавочки и подиумы. На территории высажены различные декоративные растения и деревья, разбиты большие клумбы, выполненные в традициях китайского, японского, европейского садов («Восточный сад»).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Мой опыт полета на
Мыс Форментор, Майорка, Испания – пляж, отель и фото Как добраться из пальмы до мыса форментор
Туры в австрию Какие карты принимаются для оплаты