Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основание Московского университета. МГУ: описание, история, экскурсии, точный адрес Год основания мгу

Основные моменты

На протяжении всей своей 260-летней истории вуз остается самым престижным в стране. В его стенах получили образование И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.И. Пирогов, Максимилиан Волошин, Б.Л. Пастернак, В.В. Познер, А.С. Политковская, Е.В. Касперский, М.С. Горбачев, Борис Акунин и многие другие выдающиеся личности. Из 18 советских и российских лауреатов Нобелевской премии 11 были студентами или преподавателями Московского государственного университета. 12% всех зарегистрированных в Советском Союзе открытий принадлежит его бывшим студентам.

Сегодня около 300 академиков и членов-корреспондентов Академии наук РФ преподают в университете. 39 факультетов, около 40 тысяч студентов, шесть филиалов, в том числе в других странах, исследовательские институты – масштабы, размах и огромный внутренний потенциал этой альма-матер действительно впечатляют! Университетский кампус считается самым большим в мире. В настоящее время МГУ продолжает активно развиваться, строятся новые корпуса, научный парк привлекает талантливых молодых ученых и предпринимателей для создания высокотехнологичных проектов.

Основатели

Честь создания Императорского Московского университета принадлежит выдающемуся русскому ученому-естествоиспытателю Михаилу Васильевичу Ломоносову, императрице Елизавете Петровне и государственному деятелю и меценату Ивану Ивановичу Шувалову. В переписке с последним Ломоносов предоставил развернутый план структуры университета.

Генерал-адъютант Шувалов был фаворитом императрицы и имел на нее огромное влияние. Именно по его ходатайству был подписан указ о создании университета, куратором которого он стал. В его ведении были и хозяйственные вопросы, и бюджет, и выбор профессоров и студентов, гимназия. Шувалов сумел добиться независимости учебного заведения от местных властей. Библиотеку университета Иван Иванович пополнил своими собственными книгами. Она в течение ста лет оставалась единственной доступной общественности.

Шувалов приглашал иностранных профессоров, а за границу отправлял талантливых студентов. Многие из них после возвращения становились преподавателями в alma mater (Зыбелин, Вениаминов, Третьяков и другие). Даже когда он отошел от дел, то продолжал интересоваться делами университета: хлопотал за Михаила Хераскова, вернув на должность куратора; поддерживал Н.И. Новикова, который находился в опале за острые сатирические произведения.

Из истории университета

Торжественная церемония открытия Императорского Московского университета состоялось 12 (25) января 1755 года в день святой великомученицы Татианы. Более ста лет это был праздник основания университета, а затем стал Днем студента. Утром состоялось богослужение в соборе Казанской Божией Матери, затем в стенах учебного заведения выступили преподаватели. Был дан обед, а вечером – праздничная иллюминация. Событие широко освещала отечественная и зарубежная пресса.

Университет располагался в здании Аптекарского дома (Красная площадь) бывшего Земского приказа. Первый набор составил всего 16 студентов. В основном это были выпускники московской Славяно-греко-латинской академии. На лекции и диспуты могли приходить все желающие.

Первоначально образование было бесплатное, а впоследствии денег за учебу не брали только с самых талантливых. Обязательным было получение на философском факультете базисных знаний по истории, поэзии, критике, физике, оратории. Затем студенты, согласно природным талантам, либо продолжали учебу, либо переходили на медицинский или юридический факультеты. Государственных ассигнований было недостаточно. Е. Дашкова, Демидовы, Строгановы и многие другие меценаты всячески помогали университету: учреждали стипендии для талантливых студентов, завещали свои собрания книг.

Дворяне предпочитали военную службу. В конце XVIII века из 24 профессоров университета только трое были дворянского происхождения, остальные – дети мелких чиновников, духовных лиц, купцов. В гимназии при университете также учились в основном разночинцы. Среди преподавателей заведения были ученики Ломоносова из университета в Петербурге – Барсов, Яремский, Поповский. Вторая гимназия была основана позже. В 1756 году начала свою работу типография университета. Здесь печатали переводы работ Шекспира, Дидро, Вольтера и многих других. Два раза в неделю выходили «Московские ведомости» – независимая газета. Здесь же начала работу книжная лавка. В 1757 году был создан студенческий хор, затем и театр. Годом позже постановки уже собирали жителей Москвы.

В 1804 году был изменен Устав. Нововведения коснулись управления, была введена должность попечителя. Кандидатура ректора утверждалась императором.

На рубеже веков началось образование научных сообществ. Московский государственный университет не только замечательно вписался в светскую жизнь города, но и собрал вокруг себя талантливых и незаурядных людей. А через несколько лет выпускники – молодые образованные люди – сформировали костяк, который задавал характер московской жизни.

История и архитектура главных зданий

В конце XVIII века Екатерина II купила здание на Моховой улице и выделила средства на строительство 7 корпусов и храма. Главное здание Московского университета (так называлось старое здание) строилось 7 лет под руководством М.Ф. Казакова. Однако в результате Московского пожара 1812 года все строения были разрушены, сгорели бесценные архивы. Восстановлением руководил Д. Жилярди. Он сохранил общие черты старого здания, полукруглый актовый зал, купол. Добавил в оформление фасадов барельефы, лепные украшения, характерные для стиля московский ампир.

В 1836 году Е. Тюрин построил университетскую церковь на месте бывшего флигеля Пашковых. Внутренний интерьер украшен скульптурами ангелов, росписями Ланжелотти и Клауди. В этой церкви отпевали Н.В. Гоголя, А.А. Фета, профессоров университета. После Октябрьской революции в храме располагался студенческий клуб, а затем Студенческий театр.

Сегодня на Моховой расположены 3 факультета, издательство, архив Музея истории МГУ, церковь, библиотека и Дом культуры. В старом здании находится Институт Азии и Африки. Ныне в ведении университета около семисот отдельных зданий. Особого внимания заслуживает современное Главное здание МГУ. В течение 37 лет оно оставалось самым высоким сооружением (236 метров со шпилем) в Европе, 50 лет – в России. Часы, установленные на башне здания, остаются самыми большими в стране, равно как термометр и барометр. Порядка 500 предприятий были задействованы в грандиозном строительстве, которое курировал сам нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия.

Главным архитектором МГУ был назначен Б.М. Иофан (создал проект Дома правительства на набережной). Именно он задумал общую конструкцию сооружения – высокая центральная часть и четыре более низких по бокам. Общая конструкция строго подчиняется правилу золотого сечения. Архитектор настаивал на возведении здания возле бровки. Из-за разногласий Б.М. Иофан был отстранен. Новым руководителем стал Л.В. Руднев. Здание университета перенесли на 800 м.

Многие передовые технологи впервые были использованы именно при строительстве здания МГУ. Одновременно возводились вспомогательные строения, расчищалась площадка под мичуринские аллеи, засыпалась слоем чернозема. Высаживался плодово-ягодный питомник – закладывалась основа Ботанического сада. Оформлением фасадов занималась скульптурная мастерская В.И. Мухиной. Шпиль, колосья и звезда были покрыты желтыми стеклянными пластинами, имитируя позолоту. Во внутреннем убранстве использовались уральские самоцветы, хрусталь, драгоценные породы дерева, мрамор.

Главное здание университета окутано множеством тайн и студенческих легенд. Очень распространен миф о том, что МГУ уходит под землю на сотни метров. Наверное, он имеет реальную историческую основу, ведь Б.М. Иофан предлагал углубиться до материковой плиты. Но, естественно, это повлекло бы за собой огромные затраты, да и сроки поджимали.

Под Главным зданием МГУ действительно расположены огромные подвалы в несколько этажей. Здесь находились бомбоубежища, неприкосновенный продуктовый запас, выход к артезианской скважине. Согласно расчетам, первые этажи вполне могут выдержать ядерный удар, подобный нанесенному по японской Хиросиме.

Миф о том, что Главное здание строили заключенные, находит и сторонников, и противников. Якобы на верхних этажах были даже устроены пункты по их размещению, чтобы сократить расходы на транспортировку и поселение. Распространенной была история о том, что кому-то удалось сбежать. Противники версии утверждают, что вряд ли такое стратегически важное строительство могло быть доверено заключенным. Есть утверждения, что использовался труд немецких военнопленных.

Различные толки ходят и вокруг скульптуры И.В. Сталина. Студенческие фантазии помещали ее и в центр криогенной установки, и вместо шпиля на башне. Звучит правдоподобно версия о том, что изготовленная фигура вождя после смерти Сталина 5 марта 1953 года просто не была установлена. Поговаривают также о существовавших планах переименования университета в честь «вождя народов», как будто для этого даже были заготовлены буквы. Этот миф остается неподтвержденным.

В архивах МГУ есть эскизные проекты с различными идеями для украшения башни здания. Варианты предлагались самые разные: и фигура Ленина, и Ломоносова, и Сталина, и просто круглый купол. В результате шпиль увенчан пятиконечной звездой, как и остальные «сталинские высотки» (кроме здания МИД).

Также поговаривают о секретной ветке метро, которая протянута от Кремля до Внуково. В газетах часто появлялись фотографии схем. Карта разветвленных тоннелей и автомобильных магистралей находится в одном из подвальных помещений.

Существует легенда о четырех яшмовых колоннах из Храма Христа Спасителя, которые якобы украшают парадную приемную ректора.

И еще: в честь 250-летия Московского государственного университета был запущен университетский спутник «Татьяна» для исследования космического пространства. Этот факт, как вы понимаете, является реальным и в дополнительном подтверждении не нуждается.

Видео: Ужасы общежития Главного Здания МГУ

Московский университет сегодня

МГУ продолжает строиться: территория, которую занимает университет на Воробьевых горах (146 га), будет увеличена вдвое. Здесь планируют создать научную долину. Сегодня в лабораториях альма-матер проходят исследования по всем отраслях науки. Здесь кипит студенческая жизнь: около 40 спортивных секций, театральная и танцевальная студии, КВН. На территории находятся современные спортивные комплексы, бассейны, четыре музея с уникальными экспонатами.

Учиться в самом большом и престижном вузе России мечтает немало молодых людей, серьезно задумывающихся о своем будущем. Полученное в этих стенах образование – отличный фундамент для карьеры. Международные программы по обмену, стажировки, гранты для одаренных студентов открывают прекрасные возможности. Стоимость года обучения, на сегодняшний день, составляет около 325 тысяч рублей. Самый популярный в последние годы – факультет государственного управления.

В среднем, обычный конкурс в МГУ составляет шесть человек на место. Понятно, что на менее востребованные направления меньше желающих. Но сюда мало поступить – нужно еще и усердно грызть гранит науки, чтобы удержаться.

Реально ли учиться в МГУ бесплатно? Да, но только талантливым и очень работоспособным. При университете функционирует школа-интернат, в которой получают знания около 300 одаренных детей страны.

Будущие абитуриенты могут попробовать свои силы в различных олимпиадах – международных и проходящих непосредственно в МГУ, а также чемпионатах проектов и универсиадах (информация о них доступна на сайте университета). И поскольку вуз заинтересован только в лучших из лучших, то призеры и победители этих состязаний зачисляются вне конкурса.

Условия поступления, правила подачи документов, информация о проходных баллах регулярно обновляется на сайте www.msu.ru .

Как добраться

Доехать до Главного здания МГУ можно на метро до станции «Университет», далее пересесть на автобус (остановка «Дом культуры»).

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года.


В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

В соответствии с § 22 «Проэкта об учреждении Московского университета» обучение на всех его факультетах должно было длиться три года. Зачисление в студенты университета согласно § 23 производилось по результатам экзамена, во время которого желавший обучаться в университете должен был показать, что «способен к слушанию профессорских лекций».


В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.


Фасад первого здания университета.(Здание Ратуши, позднее Присутственных мест на Красной Площади, у Воскресенских ворот.) 1816г. Чертёж Осипа Бове, руководившего восстановлением центра Москвы после пожара 1812 года.

В этом доме, перестроенном под учебное заведение, 26 апреля 1755 г. состоялось официальное открытие - «инавгурация», как тогда говорили, - гимназии Императорского Московского университета, а вместе с ней и самого университета.

Учреждение Московского университета представлялось в указе императрицы Елизаветы исполнением замысла ее родителя и государя Петра I, связывавшего благополучие России с распространением полезных знаний среди ее населения. Университет мыслился в соответствии с такими взглядами в качестве просветительского центра, который должен был подготовить достаточное количество «национальных достойных людей», способных преподавать науки в созданных «по знатным российским городам» училищах, «от которых и во отдаленном простом народе суеверие, расколы и тому подобные от невежества ереси истреблятся». Вместе с тем в Указе выражалась надежда на то, что воспитанные и обученные пристойным образом молодые люди станут пригодными для государственной службы и для умножения славы своего отечества.

Очевидно, что главную роль в подготовке таких лиц призван был играть юридический факультет Московского университета. На философский факультет возлагалась вспомогательная функция. Обучаясь здесь в течение трех лет общеобразовательным наукам (логике, метафизике, нравоучению, красноречию, всеобщей и российской истории и т. п.), студенты готовились тем самым к восприятию «высших наук» на юридическом или медицинском факультетах.


Университетская астрономическая обсерватория на Пресне.

Занятия в Московском университете начались 1 июня 1755 г. со вступительной лекции на русском языке Н. Н. Поповского, ученика М. В. Ломоносова. Основными ее темами были роль философии в познании мира и необходимость в преподавании этой науки в Московском университете на русском языке. В сентябре-октябре 1755 г. численность казеннокоштных студентов была увеличена до тридцати человек. Первый набор был на этом завершен: Московский университет начал действовать. Однако ни юридический, ни медицинский факультеты в то время еще не выделялись в качестве самостоятельных подразделений университета.

Первый профессор, призванный преподавать на юридическом факультете, прибыл в Москву 28 сентября 1756 г. Это был Филипп-Генрих Дильтей (1723-1781) - доктор права из Майнца. В каталоге лекций 1759 г. сначала перечислялись науки, преподававшиеся на юридическом факультете, и назывался их преподаватель - Ф.-Г. Дильтей, затем указывалось имя преподавателя медицинского факультета Керштенса (единственного в то время) и обозначались читавшиеся им лекционные курсы, затем назывались преподаватели философского факультета (среди них и Н. Н. Поповский) и преподававшиеся ими науки.

Михаил Васильевич Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью.


Вид здания Московского университета. Современная копия с акварели неизвестного художника. 1790-е гг.

Огромную материальную помощь Университету оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них – богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других.

На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года – первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.


Миниатюра, акварель: Главный корпус Университета в 1820-е гг.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.


Группа студентов у здания Московского университета 1880.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.


Актовый зал Московского университета. Фотография конца XIX в.

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. На четырех факультетах университета – историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском – учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам. По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX – начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).


Московский университет. 1911. К. Юон. Бумага, акварель.

Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них – ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году первой мировой войной.


Профессора Московского университета, подавшие в отставку в знак протеста против произвола властей.

После революции 1917 года в судьбе высшей школы произошли значительные изменения. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочий факультет. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин.


Cтарое здание Московского Университета на Моховой. Начало XX века.

Вместе с тем часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20–30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты, и на их базе созданы самостоятельные вузы.


«Новое» здание Московского университета, 1912 год.

В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.

С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года – в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак, и зажжен Вечный огонь Славы.


1947 год.

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку. Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»


1951-1952

Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание самой грандиозной из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года – Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.

Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (сейчас Центр международного образования).

Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения. В настоящее время Московский университет включает 29 факультетов, а также 9 научно-исследовательских институтов. На факультетах Университета представлено более 300 кафедр. В МГУ обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. Численность профессоров и преподавателей составляет 4 тыс. человек. Кроме того, в университете работает около 5 тыс. научных сотрудников.

28 января 1724 г. император издал указ о создании в Петербур-ге Академии наук, а при ней университета, который должен был занимать-ся подготовкой научных кадров. Почему же первым российским универси-тетом признается Московский? Во-первых, «петровский» университет никогда не был самостоятельным учреждением, не имел собственного уста-ва, полностью подчинялся президенту Академии наук. Во-вторых, академи-ческий университет в XVIII в. плохо справлялся со своей основной задачей. Желающих обучаться было крайне мало: поначалу 8 слушателей обучали целых 17 профессоров! Студентов приходилось приглашать из-за границы. Так, например, с 1726 по 1733 г. в академический университет было зачи-слено всего 38 человек , и только 7 из них были русскими.

Идея создания и проект Московского университета принадлежат М. В. Ломоносову . Свои предложения он сформулировал в письме к И. И. Шувалову, фавориту Елизаветы Петровны. Благодаря под-держке и активной помощи последнего и был открыт университет.

В Московский университет могли поступать не только дворяне, но и предста-вители других сословий. Двери Московского университета были закрыты только для крепостных крестьян.

Университет имел три факультета: медицинский, юридический и философский. Обучение все студен-ты начинали на философском факультете, где полу-чали основательную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, ме-дицинском или на том же философском факультете. В отличие от европейских университетов, в Москов-ском не было факультета богословия, что объясняет-ся наличием в России специальных учреждений для подготовки служителей православной церкви, а пре-подавание велось не только на общепризнанном тог-да языке — латыни, но и на русском языке.

При Московском университете были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев, то есть людей иных чинов). Работала библиотека, устраивались публичные лек-ции с демонстрацией опытов. В университетской книжной лавке можно было купить русские и иностранные книги. Здесь выпуска-лась газета «Московские ведомости». Материал с сайта

Ежегодно 25 января, в Татьянин день, в России отмеча-ется День российского студенчества. Это любимый и долгождан-ный праздник для десятков тысяч юношей и девушек, обучающих-ся в институтах и университетах. Эта дата непременно связна с тем, что в этот день был основан Московский университет.

Существует версия, что И. И. Шувалов не случайно выбрал дату для под-писания императрицей указа «Об учреждении Московского университета». 25 января — день именин его матери Татьяны Родионовны. Открытие уни-верситета — своеобразный подарок матери от сына.

Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Аэропорт Кневичи Западные (Владивосток)- онлайн табло, телефоны, справки
Родившая кудрявцева напугала народ трупом у себя дома «Сын не хочет быть на виду»
Российские природные объекты, включенные в список всемирного наследия юнеско, предварительный список, и перспективные для включения