Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Надежда, отправленная на плаху? Правда и мифы о Лобном месте. Лобное место (Красная площадь) На какой площади находится памятник лобное место

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ло́бное ме́сто - памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве , на Красной площади . Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой. Кроме Москвы "лобное место" есть в Кремле г. Астрахани.

Происхождение названия

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV -XIX веках . Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту , указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта . Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

История

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году . В летописи оно впервые упоминается в 1549 году , когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Напишите отзыв о статье "Лобное место"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . - М .: Искусство, 1983. - С. 403. - 504 с. - 25 000 экз.

Координаты : 55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.  /  55.75333° с. ш. 37.62250° в. д.  / 55.75333; 37.62250 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Лобное место

– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.

30 октября 1653 года в России вышел указ об отмене смертной казни для воров и разбойников. С тех пор на эшафоте в основном оказывались лишь те, кто выступал за свержение правителя или же за смену государственного строя. В историю вошли массовые казни участников Стрелецкого бунта, а также экзекуции над Степаном Разиным и Емельяном Пугачёвым, которые закончились четвертованием бунтовщиков.

Большевики в 1918–1923 годах проводили репрессивную политику, которая получила название «Красный террор». Его жертвами становились не только «классово чуждые элементы» из числа дворян, офицеров и священников, но и простые рабочие и крестьяне, далёкие от политики.

Особой вехой в истории репрессий ХХ века стало время, когда к власти в СССР пришёл Иосиф Сталин. В ходе большой чистки, которая проводилась в 1937–1938 годах, погибло около миллиона человек.

В каких местах Москвы казнили и расстреливали приговорённых к смерти заключённых:

1. Ильинский крестец

Биржевая площадь

Площадь на пересечении Ильинской улицы и Богоявленского переулка раньше называлась Ильинский крестец, то есть перекрёсток. В годы опричнины Иван Грозный проводил на этом месте массовые казни своих врагов. Опальных бояр колесовали, травили собаками и сажали на кол.

2. Красная площадь

В 1685 году Пётр I специальным указом постановил перенести плахи с территории Ильинского крестца прямо под стены Кремля. Правда, рубить головы на Красной площади начали задолго до этой инициативы государя-реформатора. Историки до сих пор спорят, проводили ли казни непосредственно на Лобном месте. Ряд исследователей указывает на то, что этого быть никак не могло. Ведь это было место, с которого к народу обращались цари. И бесчестить его эшафотом ни один из чиновников бы никогда не решился. Другие историки, напротив, утверждают, что головы рубили именно там. По их мнению, своим названием Лобное место обязано как раз казням - на небольшом пяточке Красной площади якобы «рубили лбы».

3. Болотная площадь

В XV–XVII веках Болотная площадь была местом народных развлечений и кулачных боёв. На ней проводились публичные наказания преступников, включая смертную казнь. Здесь был казнён в 1671 году зачинщик крестьянского восстания Степан Разин. А в 1691 году «был сожжён на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государево здоровье». Последняя публичная смертная казнь на Болотной площади состоялась в 1775 году, когда там четвертовали предводителя крестьянского бунта Емельяна Пугачёва.

4. Лубянка

Большая Лубянка, 11

В 1918 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем переехала из Петрограда в Москву. ВЧК заняла здание бывшего страхового общества «Якорь». Расстрелы в этом доме производились вплоть до 1954 года. По приблизительным оценкам, здесь были убиты от 10 до 15 тысяч человек.

5. «Расстрельный дом»

Никольская, 23

Историческое здание, в котором находились палаты князей Хованских, в 1930-х годах москвичи прозвали «расстрельным домом». Там в это время располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР. За неполных 20 лет ведомство приговорило к расстрелу 31,5 тысячи человек. Рассмотрение дела осуществлялось в течение 10–15 минут и проходило без участия защиты, возможность обжалования приговора заключённым не предоставлялась.

6. Расстрельный двор

Варсонофьевский переулок, 7

В XVIII веке в Варсонофьевском переулке располагались палаты князей Голицыных, которые позже отошли к военной династии Измайловых. В 1874 году корпуса были перестроены в доходные дома, а в 1918 году это здание оказалось в собственности ВЧК. Формально в большом дворе действовала ведомственная автобаза. На деле там проходили расстрелы.

7. Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

В 1918 году на территории женского Ивановского монастыря начал действовать исправительно-трудовой лагерь. Там были расстреляны до 350 человек.

8. Новоспасский монастырь

Крестьянская пл., 10

На территории основанного ещё в XIII веке монастыря с 1918-го по 1935-й год содержались «враги народа». Площадкой расстрелов служил так называемый «итальянский двор» - пространство между Спасо-Преображенским, Покровским и Знаменским храмами. Сейчас в монастыре работает экспозиция, посвящённая жертвам репрессий.

9. Городская больница № 23

Яузская улица, 11

Усадьба предпринимателей Баташевых в конце XIX века превратилась в больницу. В 1920-х здание стало местом массовых расстрелов. Во дворе были найдены останки 969 человек. Большинство из них - дворяне и офицеры царской армии.
10. Петровский парк

Петровский парк начали использовать для расстрелов 5 сентября 1918 года - в день выхода декрета о «красном терроре». В парке были убиты бывший министр внутренних дел Николай Маклаков, экс-министр юстиции Иван Щегловитов и последний председатель Государственного Совета протоиерей Иоанн Восторгов.

11. Андроников монастырь

Андроньевская пл., 10

В 1918 году монастырь XIV века был преобразован в концентрационный лагерь ВЧК. Большинство заключённых никуда не вывозились и были расстреляны там же.

Лобное место – памятник древнерусской архитектуры, находящийся в историческом центре Москвы, у стен Московского кремля, на Красной площади, напротив ворот Спасской башни. Представляет собой круглое каменное возвышение – трибуну диаметром около 13 м. с лестницей, по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.
Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы). Существует предположение, что это славянский перевод с греческого «Краниево место», или «Голгофа» – с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место – это начало Васильевского спуска к берегу Москвы-реки. В старину «лбами» в России называли подобные крутые спуски к реке.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521г. Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. В 1597-98 гг. при Борисе Годунове Лобное место было отстроено в камне неизвестными зодчими.
После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, Лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства, а вокруг расположились торговые лавки. В 1753 году обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году архитектором М.Ф. Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью. Для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Тогда же Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения. В 1786 году Лобное место было перестроено по проекту архитектора М.Ф. Казакова.
Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в «Пискаревском летописце» (1599г.). Позднее упоминается в «Петровом чертеже», появившемся в начале правления Бориса Годунова. Есть Лобное место и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец XVI века принято считать временем основания Лобного места.
На протяжении нескольких веков Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари, здесь же объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира. В 1612 году князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. При Василии Шуйском, здесь происходили чудесные исцеления от чудотворных мощей цесаревича Дмитрия. А в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле.
За всю историю России непосредственно на Лобном месте совершили только несколько казней - казнили Никиту Пустосвята, суздальского священника, противника церковной реформы Патриарха Никона и (по одной из версий) Степана Разина. Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом. Вблизи Лобного места в 1606 году разъяренный народ выбросил труп Лжедмитрия I. В 1768 г. у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Д.Н.Салтыкова), насмерть замучившая 139 своих крепостных. Ну а последняя казнь произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке.
1 мая 1919 года на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагою», вырезанный из дерева и раскрашенный в духе народной игрушки скульптором С. Т. Конёнковым. В конце того же месяца скульптурную группу перенесли в Пролетарский музей (позднее - в Музей революции).
6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв её за машину Иосифа Сталина.
25 августа 1968 года у Лобного места прошла сидячая демонстрация против ввода войск Варшавского договора в Чехословакию.
В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.
Ранее нулевой километр находился на Лобном месте.

Лобное место, давний сосед храма Василия Блаженного на Красной площади, - не только памятник древнерусской архитектуры, но еще и самая популярная на карте Москвы точка для загадывания желаний. Но историю этой достопримечательности сопровождает одна ошибочная легенда, в правдивость которой многие безоговорочно верят: на Лобном месте в старину рубили головы.

Как рождаются легенды, все мы знаем: один другому рассказал - и началось… Вот так когда-то этот миф пришел и ко мне - от подруги, а ей от мужа. Помню, она недовольным голосом заявила: «Мне Жора сказал не кидать монетку - тут головы рубили, а они желания загадывают!» И ведь позиция здравая: если это - место казни, то здесь ли мечтать о чем-то добром и светлом… Но почему же люди круглый год приходят сюда и ждут своей очереди, для того чтобы бросить ту самую монетку? (Суть «игры»: попасть в центральный пятачок, загадав желание. Считается, что именно в этом случае оно исполнится).

Что говорят люди?

Я отправилась искать ответ к памятнику-«волшебнику». Даже поздним, по-осеннему прохладным вечером к его ступеням, что называется, не заросла народная тропа. Внимание Лобному месту уделяют многие - осматриваются, читают таблички, фотографируются.

Москвич Константин осмотрелся, но загадывать желание не стал: «Я не бросал монету, потому что не понимаю сути. Была бы в этом какая-то символичность - тогда да. Ну а как другие это делают, думая, что здесь людей казнили, не понимаю. Для меня казни не являются таким символизмом, чтобы кидать здесь монетки».

Но такого мнения придерживаются не все. Например, супруги Алексей и Яна невеселую легенду знали, но и монетки с радостью бросили:

Алексей: «Я бросил, потому что мне жена сказала».

Яна: «А я это знаю, так как лет 16 назад была здесь, и мне сказали кинуть сюда монетку. Наверно, для того, чтобы вернуться».

Алексей: «История места? Я думаю, что здесь было “секир-башка”».

Я: «То есть вы, зная это, все равно бросили монетку и загадали желание?»

Алексей: «Да, а почему нет?»

А вот группа иностранных туристов в возрасте традицию не поддержала, о «казнях» известно даже им. Мужчина из тургруппы спускается по ступеням со словами: «Ivan Grozny here…» -и показывает характерный жест «рубить».

После этого я уже не удивилась ответу итальянки Алессандры, которая пришла загадать желание перед отлетом прямо с чемоданом: «Я бросила монетку, так как хотела, чтобы мое желание сбылось, но не попала в середину. Подруга рассказала мне, что здесь убивали людей, но я не знаю, когда именно».

Удивил девятилетний Дима: «Головы здесь не рубили. Сюда в старые времена простые люди приносили жалобы, а их потом забирали и думали, какие исполнить». Интересная версия.

Были и люди, всё правильно понимающие: «Здесь оглашали указы, может, даже и приговоры, а казни совершались где-то рядом, но не здесь». И часть из них - просто приверженцы популярной традиции: «Вы знаете, как люди любят бросать монетки в реку, в фонтан? Так же и здесь. Загадывают и верят».

А как на самом деле?

Историк, москвовед Михаил Коробко:

«Лобное место впервые документально упоминается в 1549 году. Тогда царь призвал враждовавших бояр к примирению - перед толпой, естественно. По легенде же устройство Лобного места связано с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году при Василии III, отце Ивана Грозного. То есть тут как с основанием Москвы: первое упоминание и легенда расходятся.

Архитектор Баталов и археолог Беляев предположили, что Лобное место возникло как составляющая обряда шествия на осляти, который символизировал вход Иисуса Христа в Иерусалим. Оно, расположенное напротив придела во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, стало символом Голгофы, как Покровский собор - символом Иерусалима.

Патриарх в Вербное воскресенье раздавал с Лобного места освященные вербы царю, духовенству и боярам, садился на осля и оттуда ехал на нем, ведомом царем (шествие на осляти).

Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха».

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лобное место

Место публичных казней.

* Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести . // Пушкин. Капитанская дочка //; Они приблизились уже к лобному месту. // Гоголь. Тарас Бульба //. *

Архитектурный словарь

Лобное место

1. Возвышение, с которого оглашали царские указы и обращались к народу.

2. Место на площади, предназначенное для публичных казней.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Энциклопедический словарь

Лобное Место

  1. возвышенность, холм, курган, сопка.
  2. Круглый каменный помост с парапетом на Красной площади в Москве, построен в 1534 (в современном виде с 1786). С него в 16-17 вв. оглашались царские указы и распоряжения. В 16-18 вв. около лобного места на специальных помостах иногда совершались казни.

Москва. Энциклопедический справочник

Лобное место

на Красной площади, круглое (диаметром около 13 м) каменное возвышение с окружённой парапетом площадкой и лестницей. Впервые упоминается в летописях в 1547, было расположено против ворот Спасской башни, ставших официальным местом царских выходов. Название предположительно связано с расположением Лобного места на покатом берегу (взлобье) Москвы-реки. Как предполагается, Лобное место первоначально представляло собой деревянный помост, на котором зачитывались царские указы; с него обращались к народу цари и патриархи, проводились торжественные церемонии (церковные службы и др.); в 1612 князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. В XVI-XVIII вв. на специальном помосте близ Лобного места совершались казни. В 1597-98 перестроено в камне, в XVIII в. утратило свои функции, было обстроено лавками. Ремонтировалось Д.В. Ухтомским, в 1786 - М.Ф. Казаковым, сохранившим прежние формы Лобного места и придавшим им монументальность благодаря использованию строгой белокаменной облицовки.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лобное место

В московском Китай-городе, на Красной площади (см.). Устроенное, по преданию, в начале XVI в., оно впервые упоминается под 1550 г., когда Иоанн IV дал с него народу торжественный обет править на благо государства. Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также навес или шатер на столбах. В 1786 г. Л. место вновь отстроено по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части - вход с железной решеткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и доныне крестные ходы останавливаются около него, и с его вершины архиерей осеняет народ крестным знамением. Во время "Входа в Иерусалим" патриарх с духовенством восходил на Л. место, раздавал освященные вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 г. Л. место нередко называлось в актах "Царевым" как царский трибунал, царская кафедра. До Петра на нем объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 г. сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу, что подтверждает и Коллинс. С Л. места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены "крамольники" Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 г. лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 г. Никита Пустосвят "с товарищи"; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексй Михайлович. Ср. Снегирев, "Л. место в Москве" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос." за 1861 г., № 1), и Фабрициус, "Кремль в Москве".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Таинственный подземный мир
Пирамида фараона хеопса и история египетских пирамид
Отдых в ялте осенью Ялтинская осень