Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мосты рима. Река Тибр: историческое значение и великолепные мосты. История и легенды

Мост Гарибальди построен в 1884-188 годах и назван в честь национального героя Италии времен Рисорджименто. Видимо, в силу своего некоего революционного характера на этом мосту частенько вывешивают транспаранты современные борцы за справедливость.

Мост Святого Ангела

Одно время мост назывался в честь Святого Петра (так как паломники, идя в храм этого святого, традиционно выбирали своим путем этот мост).Свое современное название Мост Ангелов получил в 600 году, когда у Папы Григория Великого было видение об ангеле, вкладывающем в ножны меч (это видение символизировало конец эпидемии чумы, охватившей Рим).

Мост длиной 106 м и шириной 20 м является старейшим мостом в Риме.

В 1535 г. на мосту были установлены статуи апостолов Петра и Павла, а в 1669 г. по указу Папы Климента IX было добавлено еще 10 статуй ангелов, выполненных учениками скульптора Бернини по его эскизам. Согласно замыслу мастера, каждый ангел держит в руках символ одной из человеческих страстей. К сожалению, до наших времен эти скульптуры не сохранились в полном объеме - два уцелевших оригинала статуй сейчас хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Замок и Мост Святого Ангела вместе образуют один из самых живописных видов Рима, без которого впечатление о посещении этого города, конечно, останется неполным.

Из мостов, фигурирующих на сегодняшней карте Рима, – а их 21 – в Средние века существовало лишь четыре: один вел к замку Святого Ангела (античный Pons Aelius, он же Pons Hadriani), один (античный Pons Aemilius) – в район нынешней площади Ин-Пишинула; еще два, мост Фабриция и мост Цестия, связывали город с островом Тиберина.

Эмилиева моста, возведенного в 179 году до н. э. цензорами Эмилием Лепидом и Фульвием Нобилиором, довольно быстро не стало: наводнение оставило от всего сооружения один лишь центральный пролет. Несколько раз мост пытались навести заново; больше всех усердствовал Павел III, который поручил было работы Микеланджело, но потом заказ у флорентийца отобрал и передал Нанни ди Баччо Биджо. Тот поставил на Тибре конструкцию исключительного изящества, но, увы, крайне непрочную – продержалась она всего лет пять. Последующим правителям реставрация моста казалась чересчур дорогостоящим проектом, так что до 1887 года дожили лишь жалкие остатки, известные под именем Ponte Rotto – Разрушенный мост. Периодически его пытались латать досками, но первое же наводнение неизбежно их сметало. В конце концов по соседству построили другой мост – железный, Палатинский (Ponte Palatino), а от этого оставили все тот же центральный пролет, чтобы не очень мешался.

Мостам, ведущим к острову, повезло больше. С I века до н. э. они сохранились в почти неизменном виде – разве что мост Цестия (Ponte Cestio), который немного переделали в 370 году со стороны Трастевере. Если дойти до его середины, то в набережной по левую сторону будет видно отверстие: сюда выходила Клоака Максима.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant Angelo), прежде чем Бернини изукрасил его крылатыми скульптурами, вел к совершенно языческой святыне – мавзолею императора Адриана. Потом мавзолей превратился в папский замок, а мост – в главную переправу, по которой бесчисленные паломники попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. Неудивительно, что во время юбилейного 1450 года он не выдержал груза и обвалился. Погибло больше двух сотен человек; многие из тех, кто не упал в воду, были задавлены, когда толпа ринулась прочь от реки (улица, ведущая от набережной к площади Навона, с тех пор называется Via del Panico).

Чтобы такого не повторялось, предусмотрительный Сикст IV, объявляя следующий юбилей, заложил еще один мост, Сикстинский (Ponte Sisto). Когда-то, правда, тут уже была переправа (остатки античной конструкции архитектор Баччо Понтелли встроил в свой первый пролет). И тем не менее Сикст стал первым строителем мостов со времен Империи, чем невероятно гордился. Он даже велел написать на мраморе: "Прохожий, помолись за здоровье Сикста Четвертого". На самом деле, конечно, молиться следовало не только за него: на строительство пошли деньги, взятые не из папской казны, а у римских проституток. Всякий раз когда речь заходила о масштабных общественных работах, с них собирали удвоенные или утроенные подати.

Остальные римские мосты были построены уже после объединения Италии и возведения набережных – в основном в 1880-е годы

До наших дней сохранилось немало сооружений, построенных римскими строителями и инженерами. Среди них можно назвать участки участки дорог, древние акведуки — водопроводы, а также мосты через реки и горные ущелья.

Ярким примером может служить мост через реку Тахо, который называется Алькантара. Этот мост был построен в 98 — 106 годах нашей эры. Длина его проезжей части составляет около двухсот метров, а высота над поверхностью реки равна 105 метров.

До наших дней прекрасно сохранилось это сооружение, которое характеризуется чрезвычайной прочностью и надежностью. У путешествующих по мосту может появиться чувство страха только от большой высоты.

Также служит в нынешнее время мост, построенный римлянами во французском городке Сен — Шама через реку Тулбур. Единственный пролет этого моста имеет длину около 9 метров. Пешеходы и в наше время используют крупный мост римского времени, переброшенный через реку Гард в южной Франции.

Однако это не самые большие мосты, построенные римскими инженерами преимущественно в военных целях. До наших дней, к сожалению, не сохранились многие мосты, о которых стало известно по их описаниям в трудах историков и сохранившимся изображениям.

Громадным сооружением был мост через реку Дунай, который располагался недалеко от современного города Турну — Северина. Он был построен в 104 — 105 годах нашей эры во время войны римского императора Траяна с даками.

Известно и имя спроектировавшего этот мост инженера — . Это был грек Аполлодор Дамасский. Длина этого грандиозного сооружения составляла 1070 метров, и стоял он на двадцати могучих основах — быках, которые и сохранились до наших дней. Высота каждой опоры достигает 44 метра, а толщина равняется 18 метрам.

Река Тибр на карте мирапо сравнению с другими водными артериями не сильно выделяется, но в Италии занимает третье место по протяженности. Она огибает все семь холмов Рима и как бы очерчивает весь район Трастевере. Могучий Тибр делает Вечный город еще красивее и монументальнее с его знаменитыми архитектурными памятниками, которыми окружены берега водоема.

История и легенды

Исток реки располагается в горах Апеннинского региона. Название реки – Tiber чаще всего связывают с латинским происхождением, и ассоциируется он с древним городом Тиволи, который находиться в 30 км от столицы.

Также существует более яркая легенда происхождения наименования речки, по которой в 900-х годах до н. э. жил великий царь Тиберинус и его утопили в древнем водоеме Альбуле. После смерти этот царь по желанию бога Юпитера стал хранителем вод, и в его честь была переименована река, в которой его утопили. Многие итальянцы уверены, что именно из-за этой легенды все античные скульпторы изображали моря и океаны в виде сильных мужей, бороды которых представляют собой потоки вод.

Тибр – именно та река, по которой в младенческом возрасте Рем и Ромул путешествовали в корзинке, пока их своеобразный «корабль» не прибился к берегу у подножья Палатинского холма. Когда братья выросли, они основали город Рим, первые поселения которого были основаны на восточной стороне реки.

Для древних римлян Тибр играл жизненно важную роль, было три главных его предназначения:

  1. Использование в качестве главного компонента канализационной системы города.
  2. По реке переправлялись военные судна, участвующие в знаменательных битвах за Сицилию против Карфагена.
  3. Река Тибр в Риме служила торговым путем, по которому завозились продукты и стройматериалы на судах.

Из-за того, что со временем дно водоема замусорилось и кораблям стало практически невозможно по нему проплывать, судоходство прекратилось. Многочисленные попытки расчистить русло реки не увенчались успехом, и в XX веке из портового Рим преобразовался в автомобильный город.

Вдоль Тибра построены высокие набережные, они были возведены в XIX веке, как заграждения на пути сильного течения, которое бывает во время паводков и в сезон дождей, чтобы уберечь столицу от наводнений.

Мосты

Левый и правый берег Тибра связывает 26 мостов. Имеются как новые, так и хорошо сохранившиеся древние сооружения.

К монументальным старожилам относится:

  • Мульвиев мост , построенный еще в 1 веке до н.э. Он связывает Римини и Фламиеву дорогу. На нем в 4 в. н. э. сражались императоры Константин I Великий и Максенций. В основе их схватки лежали отличающиеся религиозные взгляды, каждый из них хотел доказать, что его убеждения главенствующие. В итоге ожесточенной схватки Константин победил Максенция и сбросил его прямо в Тибр, после чего в Италии стало распространяться христианство. Сейчас рядом с Мульвиевым мостом находиться Олимпийский стадион, он действующий и встречает игроков и зрителей футбольных клубов «Рома» и «Лацио»;
  • Мост Святого ангела был возведен во 2 веке н.э., по нему можно только ходить, на транспортных средствах ездить через эту переправу нельзя. Вначале сооружение было названо в честь императора Адриана, который и стал инициатором его возведения. На другом конце этого моста выстроен , который в средние века получил название Замка Святого ангела, как впоследствии и переименовали мост. В каменном замке огромных размеров теперь хранятся останки многих христианских понтификов, а также разнообразные артефакты. В 16 веке после реконструкции сооружения оно было облицовано мрамором и украшено статуями святого Петра и Павла. Затем в 17 веке знаменитый Лоренцо Бернини дополнил их еще 10 статуями;
  • представляет собой переправу для пешеходов, которая соединяет правый берег Тибра с . Он выполнен из камня в честь папы Сикста IV, в ансамбле со старинной набережной этот мост смотрится очень живописно. В теплое время на набережной около этого сооружения устанавливаются палатки с разными лакомствами для жителей и гостей столицы.

Мосты через Тибр раньше имели стратегическое значение, за их состояние отвечал определенный человек, а не так как сейчас, целые компании. В честь одного из начальников мостов была названа переправа, соединяющая (с высоты похожего на лодку рыбака) с восточным районом города. Он был возведен в 60 гг. до н.э. и называется мост Фабричо. Кроме приведенных переправ имеются еще и другие более современные, а самым первым каменным сооружением, возведенным в 142 гг. н.э. является мост Эмилия, теперь можно увидеть лишь его остатки, которые известны под названием «Разрушенный мост».

Тибр, прежде чем добраться до Рима, прокладывает свой путь через Лацио и Умбрию. В него впадают меньшие реки: Аниене и Нера, при подходе к столице вдоль берегов реки установлены укрепления из бетона и камня, водоем переходит в канал Fossa Traiani. Устье реки находиться в Тирренское море, общая протяженность водной гордости Рима составляет 406 км, ее площадь равняется 17,4 тыс. км 2 . Этот водоем является главной артерией для водоснабжения всей столицы.

В городе предусмотрены многочисленные тоннели и трубы, по которым передается чистая вода.

Среди интересных для туристов исторических и современных фактов можно выделить следующие:

  • у истока Тибра под руководством Бенито Муссолини в 1930 году была установлена мраморная колонна, на которой написаны слова, выражающие всю важность рассматриваемого водохранилища для столицы, примерный их перевод с латыни гласит: «Здесь место рождения реки, священной для судьбы Рима»;
  • в древности Тибр использовали для публичных казней, в нем топили преступников под одобрительные возгласы зрителей;
  • еще со времен религиозных противостояний, выражение «перейти Тибр» означает принять католицизм;
  • в первый день отчаянные римляне устраивают ледяные купания, прыгая в Тибр с моста Кавур, их отважности всегда радуются многочисленные зрители.

Сегодня Тибр также живописен, как и много лет назад, а местные жители успешно украшают его берега своими художественными работами, которые может купить любой турист. Его могут пригласить на увлекательную прогулку по водной глади водоема, а также угостить живой рыбой, выловленной местными рыбаками.

Вам также может понравиться:

Тибр (лат. Tiberis; Tevere) является визитной карточкой Рима еще со времен Великой Империи.

Извилистый водоем огибает знаменитые холмы итальянской столицы, любовно очерчивая силуэт (Trastevere). Блестящее зеркало реки повсеместно окружено памятками античной и средневековой архитектуры. Десятки мостов соединяют левый и правый берега Тибра, наделяя римские пейзажи непревзойденной романтикой.

Тибр берет свое начало в горных склонах Апеннин региона Эмилия-Романья (Emilia-Romagna). Полноводная горная река на своем пути к Риму пересекает Умбрию (Umbria) и Лацио (Lazio). В водоем вливаются реки Нера (Nera) и Аниене (Aniene). В преддверии Рима речка обрамляется бетонными укреплениями, по всей территории столицы русло превращается в канал Fossa Traiani. Конечной точкой течения вод Тибра является Тирренское море (Mar Tirreno).

Общая длина Тибра составляет 406 км, что ставит его на третье место в Италии по протяженности. Бассейн реки составляет 17 тысяч 375 км 2 . Для Рима водоем имеет значение основного источника водоснабжения. Итальянцы частенько называют Тибр латинским именем «flavus», что означает «белый». Это прозвище появилось из-за желтовато-белесого цвета речных вод.

Название

Существует несколько предположений по поводу происхождения названия «Тибр». Согласно одного из них, «Tiber» имеет до-латинские корни, происходя от имени собственного «Tibur» - древнего названия города Тиволи (Tivoli), находящегося в 30 км от Рима. Также найдены упоминания названия речки в письменах этрусков, в оригинале - «Tiferios», который при переходе к итальянскому мог трансформироваться в «Tiber».

Не обошлось без легенд в биографии знаменитой реки. Царь Тиберинус (лат. Tiberinus), живший в 900-х годах до нашей эры был утоплен в реке Альбуле (лат. Albula), которая позже стала известна как Тиберис (лат. Tiberis). Усопший царь был превращен богом Юпитером в хранителя бурных вод, Волтурна (лат. Volturnus). Считается, что именно благодаря этому древнему мифу реки, моря и океаны в скульптуре стали изображаться в виде могучих мужей.

История

Тибр был именно той рекой, в которой по легенде пытались утопить младенцев Ромула (лат. Romulus) и Рема (лат. Remus), основателей Рима.


Историки же считают, что Рим был основан около 753 г. до н.э. на берегу Тибра, в 25 км от побережья Остии (лат. Ostia Antica). В древности по руслу реки проходила граница между Этрусками, находящимися на западе, Сабинянами - на востоке и Латинянами - на юге.

Большую роль играла река для римлян, которые строили свою экономику за счет движения торговых судов. Торговцы доставляли провизию, строительные материалы и прочие товары в столицу. Во времена Пунических войн в 3 столетии до н.э. порт в Ости имел ключевое значение для морских сражений. Таким образом, Рим приобрел еще и стратегическое доминанту в военных действиях.


Позднее вдоль берега в районе (лат. Campus Martius) был выстроен обширный причал. А во время обустройства центральной системы водоснабжения столицы Большой Клоаки (лат. Cloaca Maxima) Тибр стала ее важной составляющей. Благодаря подземным тоннелям и трубам, чистая вода доставлялась к центру города.

С течением времени река обмелела, столичный порт и морская торговля перекочевали в соседствующий с Римом (Fiumicino). В 17-18 столетиях понтификат приложил немало усилий, чтобы очистить русло водоема на территории Рима. Произведенные работы оздоровили экологию реки, однако, в транспортном плане мало что изменилось, поскольку речные перевозки утратили свою былую значимость.

  • Тибр берет свое начало из 2 горных ключей, расположенных на высоте 1268 м над уровнем моря. В 1930 году Бенито Муссолини (Benito Mussolini) установил древнюю мраморную колонну у истока реки. На обелиске были выгравированы латинские слова, означающие: «Здесь рождена река / священная для судьбы Рима».
  • Одной из отличительных черт реки являются регулярные наводнения. Так, область Марсового поля частенько уходила на 2 метра под воду. С 1876 года римляне находятся в относительной безопасности, поскольку городские власти отстроили высокие каменные ограждения по обоим берегам Тибра.
  • Еще один интересный факт связан с именем речки: устойчивое выражение «перейти Тибр» означает обратиться в католическую веру. По аналогии, «перейти Темзу», означает погрузиться в англицизм. Во времена противостояния религий подобные идиомы имели большое значение.
  • Во времена публичная казнь преступников осуществлялась через утопление в Тибре. При императоре Тиберии (лат. Tiberius) осужденных выводили на Гемониеву террасу (Scale Gemonie), а затем сталкивали в глубокие воды. Подобной незавидной участи удостаивались не только обычные разбойники, но и первые христианские понтифики.
  • Римляне любят взбодрить себя купанием в холодной воде. 1 января отважные, если не сказать, отчаянные жители столицы под залихватское улюлюканье толпы, прыгают с моста Кавур (Ponte Cavour) в Тибр!
  • Набережная - идеальное место для утренних и вечерних пробежек и велопутешествий.

Мосты

На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Наряду с новыми, успешно дошли до наших дней и несколько старинных сооружений.

  • Мульвиев мост (Ponte Molle) был создан в 1 веке до н.э., чтобы продлить Фламиеву дорогу (Via Flaminia) и связать Рим с Ариминумом (современными Римини (Rimini )). В 4 веке нашей эры у Мульвиева моста произошло грандиозное сражение императоров Максенция (лат. Maxentius ) и Константина I Великого (лат. Constantinus ). Это была битва не сколько за власть, сколько за господствующую религию. Поверженный Максенций утонул в Тибре, а Константин стал на одну ступень ближе к статусу единоличного императора Рима. Так началась эпоха христианства. Сегодня, недалеко от Мульвиева моста расположен Олимпийский стадион (Stadio Olimpico) на котором проходят домашние футбольные матчи клубов Рома (Roma) и Лацио (Lazio).
  • Мост Сикста (Ponte Sisto) - пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной. На левом береге, сразу за мостом находится Пьяцца Трулисса (Piazza Trulissa) - популярное место встречи жителей столицы и гостей Трастевере. С июля по август набережная Тибра у моста Сикста заполняется палатками с легкими закусками, коктейлями и живой музыкой. Прицениться к лоточной торговле и погрузиться в уютную вечернюю атмосферу приглашены все желающие.
  • На юг от (Vaticano) на реке расположился небольшой островок - (Isola Tiberina). С высоты птичьего полета он похож на рыбацкую лодку. Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео. Если же пересечь Тибр через остров, то на правом береге можно найти одну из удивительных римских достопримечательностей - (Bocca della Verita).
  • Мост Святого ангела (Ponte Sant’Angelo) датируется 2 веком н.э. Он рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – . В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке (Giovanni Lorenzo Bernini) дополнил декор 10 статуями ангелов.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Включайся в дискуссию
Читайте также
Встреча делегации в аэропорту: как подготовиться переводчику?
Видео: ураган «Ирма» прошёл мимо Багамских островов и забрал с собой океан (и наука это объясняет)
Как был заселён остров пасхи Из какой культуры возникли жители острова пасхи