Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Известные родовые поместья русских дворян. Потомки дворян восстанавливают семейные усадьбы Лучшие дворянские усадьбы


Мир дворянской усадьбы

// М.Короткова. Путешествие в историю русского быта. – М., 2006

В усадьбе помещика

История русской сельской усадьбы дворянина начинается со второй половины XVIII в. Еще во времена Петра I дворянские усадьбы в провинции, как правило, пустовали, ибо их обитатели были людьми служилыми. В свое имение они приезжали только на короткий срок. Насовсем поселиться в усадьбе дворянин мог лишь в преклонном возрасте, уйдя в отставку.

Но в послепетровское время, как только дворянам сократили срок обязательной службы, усадьбы стали оживать. А в 1762 г. дворян освободили от обязательной военной службы, и они поспешили в родные места. Очевидцы писали, что после появления манифеста все дороги из Москвы и Петербурга были заполнены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со всем имуществом переезжали из столиц в имения. В имениях они начали заниматься хозяйством, перестраивать старые господские дома, обустраиваться для постоянной жизни в деревне.

Во второй половине XVIII в. возникло множество новых усадеб. Они были различными. Одни усадьбы – это роскошные поместья с грандиозными дворцами, выстроенными по проектам знаменитых архитекторов, с красивыми парками. Нередко при их строительстве помещики брали за образец загородные царские дворцы под Петербургом. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов. Таковы усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское. Многие из них сегодня музеи.

Другие усадьбы – скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья помещиков среднего достатка. Забота об уюте пересиливала в них стремление к внешнему великолепию. В этих усадьбах помещики жили подолгу. Очень неохотно меняли они размеренную жизнь в деревне на столичную суету.

В отличие от городской застройки XVIII в. дворянские усадьбы не строились по какому-нибудь определенному плану. Помещик имел полную свободу выбора, все зависело от его достатка, вкуса, пристрастий и фантазии.

Многие из переехавших в провинцию дворян были знакомы с архитектурой, строили по-новому усадебный дом, разбивали парки, копали пруды, выписывали из-за границы дорогую мебель и предметы роскоши. Голые стены и потолки уже не устраивали тех дворян, которые познакомились с жизнью в столицах и за границей. Они приказывали обивать стены материей из расписных тканей. Так появилось и само слово «обои» (от слова «обивать»).

Усадьба для дворянина была его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом, обычно невысокий, в два-три этажа, а то и одноэтажный.

Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. С шоссе или проселочной дороги мы въезжаем в аллею, ведущую к воротам парадного двора, в глубине которого виднеется помещичий дом. Такую аллею называли въездной, потому что именно по ней можно было подъехать к дому. Въезд в усадьбу оформлен в виде арки, украшенной скульптурными изображениями зверей – львов, оленей, лошадей.

Размеры парадного двора могут удивить современного человека. В XVIII в. на такой двор съезжалось огромное количество карет, запряженных четырьмя и шестью лошадьми, а в XIX в. – экипажи дворян. Парадный двор украшали цветники и фонтаны.

Слева и справа от усадебного дома симметрично возводили флигели – одноэтажные постройки. Они находились либо на одной линии с домом, либо немного впереди него, как бы замыкая с боков парадный двор. Флигели часто соединялись с домом галереями и переходами. Это было удобно, потому что во флигеле находились комнаты для гостей, жилые помещения для прислуги.

Главный дом в усадьбе был заметен издали и похож на дворец. Вход в дом отмечался портиком – крытой передней частью здания с колоннадой. А на фронтоне – верхней части главного входа – обычно помещали герб или вензель – замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу венчал бельведер – специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности. Его либо стеклили, либо оставляли открытым, с колоннами. Крыша усадебного дома всегда имела форму купола. Это придавало дому еще большую торжественность и величие. Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами.

Около господского дома размещались хозяйственные постройки, кладовые, конюшни, псарни, людские – комнаты для слуг, бани. В каждой усадьбе непременно была своя церковь. В богатых усадьбах имелись также театры и специальные постройки для увеселений.

Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила окнами в парк. На устройство парка помещик порой тратил больше денег, чем на сам дом. Густые аллеи, расходящиеся во все стороны, дорожки, беседки, гроты, пруды, а в богатых усадьбах – фонтаны и мраморные статуи придавали парку столько прелести, что владельцы усадьбы и их гости подчас проводили там целый день.

В парке можно было подолгу общаться, прогуливаться, созерцать природу, что было признаком хорошего вкуса. Ежедневные прогулки прочно вошли в дворянский быт.

Парки не всегда строили одинаково. И это зависело не только от вкусов помещика, но и от моды. В первой половине XVIII в. были модны парки регулярные, которые имели четкий план и разбивались по законам симметрии по одну или по обе стороны от дома дворянина. Перед домом находился партер – открытая часть парка с цветниками, ухоженными газонами.

Партер делили на несколько частей, дорожки посыпали красивой цветной галькой или песком, украшали скульптурами или обманками – так называли фанерные фигуры людей, издалека казавшиеся настоящими.

Специальные слуги занимались парком, обихаживали его, подстригали особым образом верхушки кустов, деревьев и траву, обкладывали дерном газоны. На газонах создавали целые композиции в виде птиц, животных и геометрических фигур. В центр газона ставили вазы и фонтаны.

В аллеях парка на определенном расстоянии друг от друга стояли беседки (тогда говорили, что парк без беседки – что человек без души). Белые скамьи и мраморные статуи красиво выделялись на фоне зелени. Скамьи делали из дерева или из прутьев. На них было приятно отдыхать или предаваться мечтам.

Во второй половине XVIII в. в моду вошел уже пейзажный парк. Конечно, и старый регулярный парк, окружавший дом, сохранялся. А вот вдалеке от усадьбы, где оставались уголки естественной природы, не тронутой человеком, постепенно создавали пейзажный парк. Такой парк располагался на неровной местности, холмах, с большим количеством деревьев – дубов, кленов, берез, лип, елей. Сажать деревья в память о значительных событиях вошло у дворян в обычай.

На смену дорогим фонтанам пришел интерес к естественным водоемам, на речках и прудах ставили красивые купальни, на островках строили чайные домики для приятного времяпрепровождения. В свободное время дворяне катались на лодках. Украшением усадьбы были мосты, перекинутые через ручьи, водоемы и овраги.
Новым увлечением дворян стали руины и гроты, маленькие архитектурные сооружения, статуи предков, летние домики. Это все придавало парку живописность.

Особой заботой хозяев пользовались оранжереи – теплые застекленные сооружения. В оранжереях выращивали редкие растения, например пальмы, а затем высаживали их в парк. В усадебных библиотеках дворяне бережно хранили каталоги, альбомы и гербарии растений. С конца XVIII в. в русских усадьбах стали увлекаться агрономией. Агрономы были французами.

В усадьбах помещики держали скот и птицу, разводили собак, лошадей. В прудах плавали лебеди, у некоторых хозяев были даже вольеры с дикими зверями.

В XIX в. помещики постепенно стали более практичными. Они начали строить в усадьбах винокуренные, кирпичные, мыловаренные, суконные, стекольные, бумажные и другие предприятия. Доход с этих заводов шел в карман дворянину, на его развлечения. Князь Юсупов, например, открыл в усадьбе Архангельское прядильные и суконные фабрики.

В усадебном доме

Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая мраморная лестница.

За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.

Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал. Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.

Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.), И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.

Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками – специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Были в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.

Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.

Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.

Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.

В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равнo стояли печи. Печи по-прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой – прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.

В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцы – глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.

Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из-под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.

После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.

Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.

Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.

За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2 – 3 раза в день.

День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.

В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.

В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.

Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.

Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон Дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.

Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8 – 9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам-то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.

Так проходили дни в дворянских усадьбах.

Деревенские удовольствия

Помещики жили в усадьбах на широкую ногу. Отправляясь в деревню, они брали с собой обыкновенно 200 человек. Даже небогатый помещик имел в своей свите несколько экипажей и десятки сопровождающих. Это стоило больших денег.

Переезд дворян из города в деревню весной был целым событием в жизни помещичьей семьи. Подготовка к нему шла месяц, а то и больше. Экономка разбирала сундуки, пересчитывала хозяйское столовое и постельное белье, укладывала багаж. Дворецкий занимался погрузкой мебели. Перед отъездом хозяева молились, а затем прощались с друзьями, родственниками, дворовыми людьми, которые оставались в городе.
Отправлялись в путь очень рано, но еще раньше выезжала со двора вереница экипажей. Поезд помещика состоял из дорожной кареты, коляски, двух кибиток и фуры с добром. Фура была нагружена не только вещами, но и книгами из хозяйской библиотеки. За библиотекой следовала кухня на трех повозках, повара, доктор и цирюльник.

В одном из экипажей ехали актеры, музыканты, живописец, чтец, секретарь. В других располагались камердинеры, горничные, лакей. Отдельно следовал экипаж с гардеробом барина и барыни. Обязательно нужно было нанять охрану из казаков или солдат, которые в случае нападения могли защитить путешественников.

В полдень господа останавливались. У повара к этому времени должен был быть готов обед. Если погода была хорошей, располагались прямо на траве, а если нет, то останавливались на постоялом дворе. Затем снова отправлялись в путь.

Сколько было радости, когда наконец на горизонте сквозь деревья показывалась милая, родная усадьба! Встречать барина выходили жители всех соседних деревушек и обитатели усадьбы, подносили хлеб-соль, дворецкий проводил всех в дом.

Когда бываешь на экскурсиях в старинных дворянских усадьбах, то удивляешься обилию красивых деталей интерьера: полок с книгами, часов, гравюр, конторок, музыкальных инструментов. Это говорит о том, что хозяева усадьбы были знакомы с западноевропейской культурой, увлекались искусствами – музыкой, живописью, театром.

Дворянские дома были буквально заставлены музыкальными инструментами. Здесь можно было увидеть фортепьяно, клавесин и даже орган. В доме постоянно звучала музыка. Хозяева часто устраивали домашние концерты. Даже когда никто не музицировал, мелодичный звон доносился из механизма часов, которые ставили на пол, камин или вешали на стены. Что же говорить о балах и приемах: тут уже играл целый оркестр.

«Диковиной» дворянской усадьбы была картинная галерея и театр. Под них отводили целый ряд комнат в доме.

Даже в маленькой усадьбе существовал свой хор песенников, небольшой оркестр, показы, вали по праздникам спектакли. Праздники в усадьбе, как правило, проходили на открытом воздухе. В парке ставили качели и карусели. Но главным местом развлечения был «зеленый» театр, т. е. театр под открытым небом. В очень богатых усадьбах по праздникам устраивали фейерверки.

Принимая гостей, помещик нередко вел их на скотный двор, псарню или конюшню, в птичник или каретный сарай. Это было не случайно. Похвастаться перед соседями было одной из главных забот дворянина. Богатые усадьбы служили образцом для подражания для всей губернии.

У каждого помещика были свои причуды. Вот один пример. Некий вельможа всегда проводил гостей в красивый домик на краю парка. В одной из комнат жили скотник и скотница, а в основных помещениях – две огромные свиньи, величиной с корову. Эти свиньи имели имена и были гордостью хозяина.

Старинной русской забавой была охота. Она с древнейших времен считалась благородным занятием. Даже русские цари увлекались ею. Сначала охотились на зайцев. Затем вызывали охотников бить медведей. Издавна существовала соколиная охота. Были специальные люди – ловчие и сокольничьи, которые помогали знати провести охоту.

Петр I не любил и порицал охоту как напрасную потерю времени, отвлекавшую дворян от государственных занятий. А вот Петр II был страстным поклонником псовой охоты. После его смерти охота оставалась одним из любимейших развлечений дворян.

Охоту любили все. Хозяева усадьбы и их гости, дамы и кавалеры, взрослые и дети – все выезжали на охоту – в экипажах и верхом. С собой брали десятка два конных охотников и более ста собак. Каждый охотник точно знал, что, когда и как он должен делать. Стаи борзых под улюлюканье присутствующих загоняли волков и лисиц, травили зайцев. Часто, когда охотники очень увлекались, приходилось ночевать в лесу. Неумеренная страсть к охоте разоряла помещиков. Случаи, когда меняли на борзых целые деревни с крестьянами, были нередки.

Другим увлечением дворян была верховая езда. Умение ездить верхом на лошади было необходимостью для дворянина. Дороги были очень плохими, и осенью добраться до города по распутице можно было только верхом. Также это умение было необходимо на охоте.

Старинным русским развлечением являлась баня. Мытье в бане было целым искусством. Баня находилась на достаточном расстоянии от жилых помещений, чтобы не случилось пожара. Но в то же время ее ставили не слишком далеко, чтобы не простудиться после нее. Как правило, баню строили около реки. Рубили баню из хвойных пород дерева – ели, сосны. На дощатый потолок клали бересту, мох, дерн. Кровлю делали двускатной. Пол настилали с уклоном, чтобы вода стекала и в бане не заводилась сырость, а тепло было сухим и горячим.

Баня состояла из двух помещений – предбанника и парилки. В предбаннике стояли деревянные скамьи для одевания и отдыха, на стенах висели березовые веники, лежали дрова. Здесь оставляли одежду. При входе в парилку находилась печь, называемая каменкой. Она была сложена из камней-валунов средней величины без трещин. В нижней части каменки разжигали дрова, а в верхней стоял котел с кипящей водой. На горячие камни лили воду или квас, и баня заполнялась целебным паром.

От печи по стене, ближе к потолку (здесь собирался сухой жар), шел полок – высокий помост, на котором парились. На полок взбирались по широким ступеням. Вдоль стен были лавки, на которых мылись и на которые ставили банную утварь – корыта, ковши, ушаты и шайки. Поодаль стоял чан с холодной водой, в бураках из бересты держали квас.

Бани топили «по-черному»: дым и угар от горящих в каменке дров распространялся по всему помещению. Выходить он мог только через оконца в стене, а во время топки приоткрывали еще и дверь. Топили баню ольховыми или березовыми дровами, отдавая предпочтение последним, поскольку они выделяли деготь, который являлся дезинфицирующим средством для стен и потолка.

Парились березовыми вениками. Тогда говорили: «В бане веник – дороже денег». Веники заготавливали в конце мая – начале июня, пока лист березы не становился жестким. В бане веник предварительно заливали кипятком. Закончив париться, этой водой окачивались: она была целебной. Веником парились только один раз, затем его применяли в хозяйстве для уборки. Считалось, что в год для одного человека требовалось 70 веников.

Парить тело нужно было вдоль спины от лопаток до ног, но не поперек. Попарившись, выбегали из бани и с разбегу прыгали в холодную речку. Затем вновь бежали париться. Париться в бане считалось полезным. Дворяне помнили старинную поговорку: «Баня парит, баня правит» – и в городе не хотели расставаться с банными удовольствиями.

В XIX в. для дворян в городах стали открывать богатые бани с бассейнами, ваннами и душевыми. Такие бани – Сандуновские – еще и сегодня помнят посетителей – дворян XIX в. Они приходили сюда отдыхать, лечиться, стричься, бриться и, конечно, общаться с друзьями. А были такие оригиналы, которые мылись в бане со своими любимыми собаками.

Месяцы, проведенные в усадьбе, помещики вспоминали с удовольствием. С первым снегом обыкновенно дворянин возвращался в город. Здесь его ждали новые развлечения.

В России находится около 7000 старинных усадеб, которые требуют реставрации. Сумма восстановления одной исчисляется в нескольких миллионах долларов. Каждая постройка нуждается в меценатах, чтобы сохранить свой вид для других поколений. И именно в меценатах, а не инвесторах, поскольку деньги, потраченные на реставрацию, не всегда удается вернуть.

Чтобы спасти старинные усадьбы России , в Минкультуры разработали программу «Зеленый коридор», по которой заброшенные усадебные дома будут распродавать на аукционах. Оформление документов будет ускорено, но стать полноценным владельцем постройки возможно будет только после полной ее реставрации – такое обязательное условие программы. Именно полноценной реставрации, а не современного ремонта.

Небольшой перечень старинных построек, которые требуют реставрации:

Замок Шаакен (п. Некрасово, Калининградская область)

Редкое сооружение 13 века на территории России, которое неплохо сохранилось до наших дней. Требуется реконструкция части здания и восстановление уцелевших стен. Замок построен тевтонским орденом из кирпича и камня, но местами можно увидеть и современную кирпичную кладку. Заброшенным его назвать сложно, поскольку арендаторы сделали все для того, чтобы замок не пустовал и привлекал меценатов. У самих предпринимателей, которые арендуют постройку, денег таких нет, но они решили проблему в иной способ – организовали здесь экскурсии, сделали музей инквизиции в подвале, тематическое кафе рядом, а также разнообразные развлечения на территории: катание на лошадях, стрельба из лука, исторические костюмированные реконструкции – все, что связано с эпохой Средневековья и рыцарями.

Усадьба графа Строганова (д. Волышево, Псковская область)

Строгановы были богатейшим дворянским родом в России. Поэтому отделку и инженерные новшества для своей усадьбы они могли сделать не хуже, чем в Зимнем дворце. По словам современников это была дворянская усадьба небывалой красоты. Спроектировал эту роскошь Михаил Макаров. Именно за эту работу еще в молодые годы он получает звание академика. Изначально сооружение было деревянным, но после под наблюдением уже другого архитектора – Карла Шмидта, он был увековечен в камне. Основным стилем для усадьбы был выбран ранний классицизм, но проект был настолько эклектичным, что нельзя не упомянуть другие стилевые решения – барокко, византийский, древнерусский.

В здании была дорогая отделка и наполнение – паркет из редких пород древесины, мраморная лестница итальянской работы, лепнина и уникальные предметы искусства, которые украшали комнаты. Предметы интерьера давно были вывезены, но куда – неизвестно. Были сделаны уникальные водопроводные и отопительные системы. На территории также были сооружены небольшой храм и конный завод, а также обустроен парк с редкими деревьями. Конный завод до сих пор используется по назначению: он в неплохом состоянии. После массового сруба достояния парка в советские годы и последствий урагана осталось всего 20 % того парка, который когда-то был создан Строгановым. Среди уцелевших деревьев – карликовые дубы, псевдотсуга мензиса, гигантская туя и ивы.

Усадьба Ляхова (д. Ляхово, Московская область)


Еще 30 лет назад усадьба дворянского рода Васильчиковых в Ляхово была в отличном состоянии и смогла быть увековечена в фильме «Формула Любви», но сегодня она превращается в развалины из-за человеческого фактора. Этот дом с мезонином, как в рассказе Чехова, является ярким примером усадеб 19 века: небольшая по габаритам, построена в стиле классицизм, со стандартной планировкой того времени. Здание сделано из кирпича и оштукатурено. Штукатурка уже почти вся слезла. Внутренняя отделка из дерева и керамики почти вся разобрана. Возле дома еще сохранился уютный липовый парк с каскадной системой прудов. Как и другие заброшенные усадьбы , усадебный дом Ляхова был выставлен на аукцион. Стоимость реставрации оценивается в 300 млн. рублей. Срок выполнения – до 7 лет.

Подобная архитектура просто необходима для нашей истории, туризма и кинематографа.

Десятки тысяч старинных усадеб разрушаются в запустении в России. Лишь несколько сотен из них находится в частных руках. Что мешает памятникам архитектуры обрести новых владельцев, способных сохранить, отреставрировать и вдохнуть в них новую жизнь? Как сегодня устроен рынок российской исторической недвижимости?

На декабрь намечена продажа двух подмосковных усадеб в рамках новой программы «Зеленый коридор». На торги выставлены принадлежавшая отцу Александра Герцена усадьба Покровское-Засекино первой четверти XIX века и Дедешино — редкий пример архитектурного ансамбля 1770-х годов. Стартовая цена каждой усадьбы — 26 млн руб. «Зеленый коридор» — концепция государственной поддержки, гарантий и контроля для частных инвесторов в сфере реставрации объектов культурного наследия, которую реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». Возможно, новая инициатива поможет желающим владеть старинными усадьбами. Пока что несовершенство законодательства в вопросах передачи усадеб, жесткие условия реставрации для инвесторов и отсутствие отработанной системы мониторинга состояния российских усадеб — главные проблемы рынка исторической недвижимости в России. Такова цена многолетнего разрыва преемственности во владении усадьбами между прежними и малочисленными нынешними собственниками. Как же устроен этот рынок на самом деле?

По рублю метр, но только после реставрации

Семь тысяч — таково официальное число усадеб, находящихся на учете у федеральных, региональных и местных властей. Это официальные цифры, реальные же не знает никто, уверен вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас. Если умножить известное число усадеб на пять, получится более или менее реальное количество таких памятников в сегодняшней России в разной степени сохранности, считает он. С присоединением Крыма еще 50 усадеб и дворцов, от Фороса до Алушты, вернулись в Россию, напоминает член Общества изучения русской усадьбы Вадим Разумов .

Из числа зарегистрированных усадеб чуть более 10% находятся в удовлетворительном состоянии, то есть не требуют срочного ремонта или не пребывают в руинах. Отследить уровень износа и потерь таких ансамблей, а также их точное количество не под силу ни одному ведомству или самой активной общественной организации.

Обычно усадьбы находят своих владельцев следующим образом: федеральные или региональные власти проводят аукцион, по итогам которого победитель арендует объект с условием обязательной реставрации. Только после ее окончания и сдачи объектов в эксплуатацию устанавливается льготная арендная плата — 1 руб. за 1 м2 в год.

А вот до этого стоимость аренды вполне себе рыночная — та, какую и определяет, собственно, аукцион. Цены бывают разными. К примеру, арендная плата за московскую усадьбу Чернецовой — Вагиных — Барановых (площадь чуть больше 1 тыс. м²) XVIII-XIX веков на прошлогоднем аукционе начиналась от 3 тыс. руб. за 1 м² в год. Ежегодная аренда 1 м2 усадьбы Морозовых рубежа XIX века площадью 827 м² на Николоямской улице в Москве после торгов составила больше 13 тыс. руб.

Ежегодно в длительную аренду или собственность передается от 30 до 50 российских усадеб, подсчитал Дмитрий Ойнас . Часть из них была передана по программе «Усадьбы Подмосковья»: за десять месяцев ее работы владельцев обрели шесть усадеб, находящихся в собственности Московской области, и четыре муниципальных. До конца 2014 года планируется передать еще пять усадеб, а с начала будущего года — 23 муниципальные усадьбы.

Власти обещают, что будут передавать в собственность и парки несохранившихся усадеб. «Они будут вовлекаться в хозяйственный оборот путем передачи в аренду с возможностью воссоздания ранее утраченных исторических построек», — рассчитывает министр культуры Подмосковья Олег Рожнов .

Сегодня в руках частных лиц или организаций находится около 350-400 усадебных комплексов. Темп, с которым российские усадьбы находят новых владельцев, нельзя назвать высоким. «Очереди из желающих владеть усадьбами я не заметила, хотя занимаюсь изучением усадебного наследия больше 20 лет», — свидетельствует заведующая отделом архитектуры Нового времени НИИ теории и истории архитектуры, член Общества изучения русской усадьбы Мария Нащокина .

Кто хочет быть помещиком?

Крупный и средний бизнес, потомки разоренных «дворянских гнезд», да и самые обычные люди, бюджетные и коммерческие организации, аффилированные с государством, — вот основной контингент владельцев.

Каков идеальный портрет собственника из крупного или среднего бизнеса? Это должна быть инвестиционная компания, обладающая достаточными собственными средствами, специалистами, курирующими реставрацию, и входящими в саму компанию предприятиями, деятельность которых прямо пересекается с реставрационными задачами — от правовых до строительных вопросов. Дело за тем, чтобы собственники такой компании захотели потратиться на восстановление усадьбы. Подобных примеров немного.

Так, Мария Нащокина называет владельца ГК «Конкор» Владимира Кононова чуть ли не единственным в России бизнесменом, продемонстрировавшим профессиональный подход к реставрации имений. Эта компания восстановила две усадьбы в Тверской области: дом Ивана Белюстина в Калязине и знаменитейшую усадьбу второй половины XVIII века Знаменское-Раек (шедевр Николая Львова ) между Тверью и Торжком (см. справку).

Директор «Северо-Западной инвестиционной компании» Николай Загоруй не только спас от полного разрушения псковские палаты Подзноева XVII столетия, но и открыл в восстановленном памятнике экспозицию по материалам археологических раскопок, а также ресторанный и гостиничный комплекс «Двор Подзноева».

Казанский бизнесмен и меценат Алексей Семин , пожалуй, наилучшим образом соответствует портрету «идеального собственника»: его инвестиционная компания ASG обладает достаточными ресурсами, которые готова тратить на восстановление усадеб. В ASG входят все необходимые для проектирования и реставрации подразделения — от правового до реставрационного. Сохранение исторического наследия и превращение его в эффективный инструмент инвестиций стало, по сути, одним из основных направлений деятельности бизнеса Алексея Семина: 10-15% доходов от активов инвестиционной группы предприниматель отчисляет на свои усадебные проекты, а их целых семь (см. справку).

На подмосковные усадьбы компания планирует потратить около 5 млрд руб. за три-четыре года, говорит пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина . Стоимость восстановления начинается со 100 тыс. руб. за 1 м², не считая интерьеров и парков. В среднем усадьба «под ключ» обходится в 0,5-1 млрд руб., подытоживает Славкина. Сам Семин — обладатель коллекции западноевропейского искусства XVI-ХIX веков. В числе 5 тыс. предметов его собрания — живопись, мебель, декоративно-прикладное искусство.

Крупный бизнес стремится превратить объекты культурного наследия в эффективный инвестиционный инструмент — обычные граждане становятся обладателями усадьбы по зову сердца. И уже потом рассматривают возможности возврата вложений и получения прибыли.

Наименее эффективные (иногда не по своей воле) владельцы усадеб — бюджетные учреждения и коммерческие организации, действующие в интересах государства. К числу малоэффективных собственников, увы, относятся и некоторые региональные музеи, ведущие столичные вузы и, как ни удивительно, приходские храмы.

Пожалуй, наиболее эффективные собственники — потомки бывших владельцев усадеб. Люди, знающие свой род, нутром чувствующие, чем жили их предки, — истинные и преданные энтузиасты-подвижники. Они не только восстанавливают усадьбы, но и возрождают традиционный быт, продолжают историю рода, его традиций и ценностей. А зачастую и сами живут в родовых имениях. «Ясная Поляна» и ее директор Владимир Толстой , музей-усадьба Михаила Шолохова и ее директор Александр Шолохов , «Поленово» с директором Наталией Поленовой , владелец подмосковной усадьбы Александрово-Щапово ученый-историк Ярослав Щапов и другие…

Какими бы ни были цели, подвигшие сегодняшних владельцев заняться восстановлением имений, проблемы, с которыми они сталкиваются, у всех одинаковы.

Парк с привидениями

К передаче в собственность исторических усадеб общество относится с недоверием, утверждает Дмитрий Ойнас . Под давлением общественности и при плохо работающей системе мониторинга за уже переданными усадьбами государство старается подстраховаться — стремится сохранить за собой максимальный контроль над памятниками.

В итоге владельцев и арендаторов в кратчайшие после обретения усадеб сроки обязывают заняться полноценной реставрацией. Хорошо это или плохо? Для усадеб, у которых уже есть владельцы, скорее, хорошо. Добросовестный арендатор понимает, чем он владеет, и старается выполнить жесткие условия государства. Проблема в том, что уложиться в график реставрационных работ способно существенно меньшее число людей, чем тех, кто в принципе хотел бы взять усадьбу на условиях долгосрочной аренды или в собственность. Это и есть один из основных сдерживающих факторов развития рынка, уверен Ойнас.

Причем арендатора больше пугает не то, что в случае невыполнения графика он может быть лишен своей усадьбы, а компенсация средств вряд ли совпадет с его реальными тратами. Стратегически важнее то, что из-за негативного отношения властей к владельцам существует реальный риск утраты самих памятников: усадьбы просто не находят своих владельцев. «Мы их и теряем — еженедельно», — подтверждает Мария Нащокина.

В Европе нет жесткой связи между приобретением объекта культурного наследия и его восстановлением, для европейцев важно сохранить то, что получил. «Взял в аренду руину — будь добр сделать все, чтобы она дальше не разрушалась, — комментирует Дмитрий Ойнас. — Арендатор платит налоги, вносит арендную плату и вправе сам решать, когда заняться восстановлением. Это нормально: довольно жесткие обязательства по восстановлению потянуть может не каждый». Словом, на Западе консервация важнее реставрации.

«Жесткие требования к реставрации необходимы, поскольку гарантируют воссоздание исторического объекта, а не новое строительство его копии», — возражает Олег Рожнов.

Еще один фактор риска — передача в аренду усадеб без земли. Десятилетиями территории усадеб вместе с прудами и парками делились между разнообразными собственниками. И даже если у самой усадьбы появился надежный владелец, готовый инвестировать средства в ее восстановление и развитие, законных путей передать ему территорию целиком уже нет.

Чиновники это признают и призывают собственника потерпеть. «В процессе разработки проекта реставрации и в ходе самих работ можно рассмотреть возможности присоединения отдельных участков для воссоздания единого усадебного комплекса», обещают власти. Пройти такой путь под силу лишь крупному бизнесу. В случае с обычным собственником положительных примеров подобной тесной кооперации с властью пока не видно.

К слову, в сложившейся европейской практике именно парки, а не сами имения представляют, с точки зрения владельца, главную ценность. Парк — универсальное средство привлечения посетителей, получения прибыли, поэтому европейские арендаторы прежде всего занимаются его развитием, а уже потом обращают внимание на другие сервисы.
«Может пройти не один год, прежде чем арендатор решит, что с доставшейся ему усадьбой тоже стоит что-то сделать. Например, кормить и поить посетителей кофе или размещать своих гостей, — комментирует Ойнас. — Владельцы работают прежде всего с культурно-историческими смыслами, связанными с объектом наследия, и вокруг них выстраивают систему сервисов, а уже потом думают, какие для этого требуются капитальные вложения».
Российская общественность относится к историческим усадьбам в первую очередь как к антикварной ценности. А планы развития усадеб редко выходят из набора стерео-типов «отель, ресторан, музей, бани, балы». В чем причина?

Используя — сохраняем

«Мы потеряли опыт жизни в усадьбах, просто разучились там жить», — считают владельцы многих усадеб. Умение жить в деревне означало и использование имения как художественного пространства: состоятельные и образованные владельцы собирали художественные коллекции, поддерживали традиции публичных театральных представлений.
Российский рынок исторической недвижимости только начинает формироваться. До 1990-х годов рынка не существовало, памятники были исключительно государственной собственностью, напоминает Олег Рожнов. Усадьбы наряду с другими объектами недвижимого имущества стали предметом свободного оборота лишь в начале 1990-х.

Сегодняшние федеральные и региональные программы развития (вроде «Усадьбы Подмосковья») далеки от совершенства. По сути, они загоняют в рамки арендаторов и лишают права на появление хозяина множество российских усадеб. «Эти программы — компромисс между общественным мнением и потребностями рынка в исторической недвижимости, это переходные формы к реальному рынку», — считает Дмитрий Ойнас.
Впрочем, все то, что как-то способствует возрождению усадеб, уже хорошо. Поэтому не столь важны условия, на которых усадьбы находят нового хозяина, — в собственности или на условиях аренды, но у них должны быть владельцы. Главное для сохранения памятника — его использование.

Олег Рожнов признает, что «государство должно выполнять не только надзорные функции, но и предоставлять ряд преференций для добросовестных инвесторов, которые реализуют эти проекты». И уже готов предложить более мягкие условия. Так, по инициативе Минкультуры Подмосковья готовится законопроект, предусматривающий снижение платы за земельные участки, на которых расположены усадьбы, переданные в аренду по программе «1 рубль за 1 м²».
Сами же игроки рынка исторической недвижимости более всего заинтересованы в установлении охранных зон, признании парков недвижимым имуществом и повсеместном внесении сведений об усадьбах и парках в государственный кадастр недвижимости. А пока этого не произошло, требуют ввести мораторий на новую застройку вблизи парков и усадеб. Это поможет найти новых хозяев старым усадьбам.

Усадьбы, которым повезло

Усадьба Марьино,

родовое имение Строгановых — Голицыных
Ленинградская область

Собственник : Галина Степанова
Условия владения: в личной собственности с 2008 года

Петербургская предпринимательница и владелица музейно-выставочного центра «Петербургский художник» Галина Степанова купила усадьбу XIX столетия Марьино в 2008 году у обанкротившегося завода «Сокол». Почему именно Марьино? Галина Степанова предпочитает говорить, что «усадьба нашла ее сама».

За три года ей удалось полностью восстановить ансамбль и обустроить на территории английский парк, где высадили более тысячи деревьев и кустарников и вылечили старые посадки, воссоздали каскад прудов с плотинами и водопадами. В 2011 году обустроили конюшню с двумя лошадками — Радой и Монетой. Открыли ресторан с европейской, восточной и русской кухней и отель (цена номеров от 8 тыс. до 13 тыс. руб.). Галина Степанова мечтала заказать скульптору Михаилу Шемякину скульптуру Пиковой дамы: прототипом известного персонажа стала прежняя хозяйка усадьбы Наталья Голицына . «Такой факт нужно непременно увековечить, но пока нам не удалось договориться», — говорит Степанова.

Зато удается превратить имение в разновидность дорогостоящего отдыха: зимние и летние забавы, экскурсии по усадьбе. Обед или чай с пирожками оплачиваются отдельно и «являются обязательной составляющей экскурсионных программ» (цитата с сайта).


Усадьбы «Дом Ивана Белюстина» (XIX век) и Знаменское-Раек (XVIII век)

Тверская область
Собственник: ГК «Конкор»
Условия владения: аренда на 49 лет
К совладельцу ГК «Конкор» Владимиру Кононову в тесном мире усадебной общественности питают особые чувства не случайно: это первый российский бизнесмен, всерьез занявшийся восстановлением усадеб.

В 2001 году в Калязине был восстановлен дом Белюстина, известного тверского священника, жившего в усадьбе более 70 лет. Нарядные бело-сиреневые ампирные постройки, дом с мезонином и розовый сад с изящной ротондой — Кононову удалось осуществить реставрацию на высоком профессиональном уровне. Восстановлены также интерьеры и домашняя обстановка.

К 2015 году будет завершено масштабное восстановление еще одного имения — Знаменского-Райка архитектора Николая Львова , одного из самых известных примеров русского палладианства XVIII века. Впрочем, уже несколько лет в северо-восточном флигеле усадьбы работает мини-отель, который Кононов пообещал превратить в «музейно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям ЮНЕСКО». С этой целью он привлек к реставрации французское архитектурное бюро Fevre&Gaucher . Объем вложенных в реставрацию средств Владимир Кононов не скрывает: калязинская усадьба обошлась ему в $6,5 млн, а Знаменское-Раек — не менее $20 млн.


Усадьба Красково-Убережное

Тульская область
Собственник: Александр Ситников
Условия владения: в личной собственности
Московский предприниматель Александр Ситников приобрел усадьбу дворян Киреевских XVIII века в 2000 году у одного из тульских оборонных заводов. После революции и вплоть до 1980-х годов в имении была школа, в 1985 году ее закрыли, а усадьбу передали тульскому заводу, организовавшему там дом отдыха. То, что усадьбу использовали, сохранило ее от забвения. Однако из-за отсутствия должных реставрационных работ она сильно пострадала: разрушились перекрытия, а флигель при главном доме рабочие и вовсе разобрали.

Красково-Убережное Ситников восстанавливал девять лет, в консультанты привлек профессиональных архитекторов и реставраторов. Уже восстановленные части фасада и лепнину на карнизах сравнивал с архивными фотографиями — и добивался полного исторического сходства. Он сохранил старинную лестницу, оставил неизменной сводчатую трапезную площадью 100 м², а пол в имении набрал из лиственницы.

Александр Ситников — один из немногих владельцев усадеб, которые не используют в коммерческих целях каждый квадратный метр. А мог бы — содержит же в усадьбе целое хозяйство из лошадей, овец, бычков и коров, а в пруду разводит рыбу. И так уже больше десяти лет.

Усадьбы, которым не повезло


Усадьбы Гончаровых и Чернышевых

Ярополец, Московская область
Собственник: Московский авиационный институт (МАИ)
Условия владения: федеральная собственность,
переданы на баланс в 1969 году
В Великую Отечественную войну обе усадьбы серьезно пострадали: были утрачены кровли, перекрытия, фасады. В 1959 году комплекс усадеб был передан на баланс МАИ, а земли — в оперативное управление. Институт восстановил кровлю и фундамент усадьбы Гончаровых XVIII века, связанной с именем Александра Пушкина , отреставрировал стены, уложил металлические балки, изготовил и установил новые оконные блоки. Сегодня в бывшем имении работает пансионат для студентов МАИ «Ярополец». Парк превратился в лес.

А вот на соседнюю усадьбу Чернышевых, основанную вельможей екатерининского времени, средств, увы, не хватило. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец» (предположительно архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота ), парк с Версальской аллеей и обелиском Екатерине II — красивейшее подмосковное имение фактически утрачено. Жизнь едва теплится лишь в церкви-усыпальнице графов Чернышевых, где еще сохраняются остатки монументального надгробия.

Пресс-секретарь МАИ Юлия Романова рассказала, что два года назад институту удалось включить усадьбу Чернышевых в Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)». Министерство культуры РФ выделило 3 млн руб. на разработку проектно-реставрационной документации по усадьбе. В 2013-2014 годах на эти же цели было выделено еще 12 млн руб. Не так давно МАИ подал заявку на проведение реставрационных работ на всех объектах усадьбы. Сроки и другие параметры будущего проекта пока не известны.

«Таких ситуаций, к сожалению, очень много: формально объект остается в федеральной собственности, а балансодержателем становится некая организация, — говорит вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас . — Эксплуатация объектов наследия не является их профильной деятельностью, а потому соответствующим образом и финансируется. Но забрать у них эти объекты и передать другому владельцу непросто, механизм не отработан».


Усадьба Покровское-Стрешнево

Москва
Собственник: Высшая школа экономики (ВШЭ)
Условия владения: передана в оперативное управление в 2012 году
«Ситуация сложная и удивительная», — так в Высшей школе экономики характеризуют происходящее. С момента передачи усадьбы в оперативное управление ВШЭ в 2012 году для Покровского-Стрешнева хорошие времена так и не наступили. Эта старейшая усадьба Москвы основана еще в первой четверти XVII столетия, принадлежала она роду Стрешневых (на Евдокии Стрешневой был женат первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович ). Помпейская комната, Ванный домик, библиотека, роскошный парк — эти и многие другие уникальные уголки усадьбы ветшают с каждым годом. В имении еще не так давно собирались «неформалы».

Глава пресс-службы ВШЭ Вадим Воробьев объясняет ситуацию так: пока действует распоряжение суда о наложении Росимуществом ареста на распоряжение зданием усадьбы Покровское-Стрешнево; в связи с этим свидетельство о передаче права оперативного управления имением ВШЭ так и не оформлено, а без него она не вправе расходовать средства на ремонт, реконструкцию, консервацию здания.

«Все, что мы можем сделать сейчас, — организовать охрану объекта и закрыть оконные и дверные проемы для того, чтобы никто не смог проникнуть внутрь», — говорит Воробьев. Когда появится нужный документ, не знает никто. Окончательного решения относительно того, как ВШЭ будет использовать переданные в оперативное управление помещения, тоже пока нет.


Усадьба Николо-Урюпино

Московская область
Собственник: ОАО «Распорядительная дирекция Министерства культуры РФ»
Условия владения: в государственной собственности

Самый трагичный пример в нашей подборке. В 1999 году известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов взял в аренду усадебный комплекс Николо-Урюпино XVIII-XIX веков сроком на три года.

Бизнесмен намеревался провести полную реставрацию зданий и реконструкцию парка. Взамен Владимир Брынцалов рассчитывал на передачу всех строений в собственность. Это намерение согласовать с властями Брынцалову не удалось, и он отказался от планов по восстановлению усадьбы. Усадьба ветшала и разрушалась.

В 2001 году решением суда по иску Министерства культуры Московской области договор с Брынцаловым был расторгнут. Но и это не спасло усадьбу от забвения. Настоящего хозяина, готового заботиться о ней в должной мере, у нее нет и сегодня.

31 октября 2014, 11:47

Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», - так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».

В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…

Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.

Усадьба Архангельское в Подмосковье.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.

Дубровицы, Подольский район Московской области.

История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.

Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.

Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.

Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.

Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.

В Рыльском районе Курской области находится дворцово - парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский - представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.

Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.

До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

Середниково в Подмосковье

Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.

После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.

В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.

Валуево, Московская область.

Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.

После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

Вороново в Подмосковье

В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья - усадьба Вороново, - которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.

В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне... Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта... Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.

Введенское в Подмосковье

Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.

Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.

Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»

Усадьба Горенки (г. Балашиха) - одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. - нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. - Севрюгов. Все при ней - и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма - с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями... Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.

Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория "Красная Роза". Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.

Знаменское-Раёк, Тверская область

Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.

Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.

Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.

Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:

Остафьево в Подмосковье

Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы "Евгения Онегина". В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.

Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.

Суханово

Усадьба Суханово - одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.

Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.

Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.

Степановское-Павлищево, Калужская область

Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника - Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором - автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895-1899 годов.

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.

А так эта усадьба выглядела раньше:

Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область

Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.

В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.

После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.

В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.

Гребнево в Подмосковье

Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.

Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…

В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.

Зубриловка, Пензенская область

Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.

Пущино-на-Наре, Московская область

Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.

Алексино в Смоленской области.

"Пятая гора", Ленинградская область

Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания - хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.

Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Авиабилеты Мадрид Мурсия Как добраться до Мурсии
Как продать авиабилеты купленные через интернет
Боинг 757 500 схема салона лучшие места