Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История качи. Кача - колыбель русской авиации. Крым Апартаменты в Крыму

Кача по праву считается колыбелью русской авиации, именно здесь в на-чале 20-ого столетия находилась первая в России Авиационная школа летчи-ков. Создание школы имеет свою необыкновенную историю.

В 1905 году Россия потерпела поражение в русско-японской войне, ее флот был разбит, на его восстановление требовались средства. По ходатай-ству Великого князя Александра Михайловича, куратора флота, и с одобрения царя, начался сбор добровольных пожертвований Люди откликнулись и за короткий срок необходимая сумма была собрана. Так был восстановлен военно-морской флот России.

На оставшиеся деньги, а это-900000 золотых рублей, по приказу Николая 2 из Франции были выписаны первые, лучшие по тому времени, самолеты-моно и бипланы. Туда же, в школы Фармана, Блерио и Антуанет направили для обучения первых русских летчиков.

Так в начале XX века Севастополь, город у моря, стал взлетной полосой, уходящей в небо. Школа размещалась за городом на Куликовом поле, сейчас там проспект генерала Острякова, где находится мемориал "Мужеству, геро-изму авиаторов-черноморцев", открытый 28 марта 1981 года, где золотыми буквами написано: "За годы Великой Отечественной войны 16 летчиков Черноморья совершили 18 воздушных таранов, 61 летчику и штурману присвоено звание Героя Советского Союза"

24 ноября 1910 года в Севастополе на Куликовом поле состоялось откры-тие первой в России школы военных летчиков, в которой насчитывалось всего 10 самолетов: 4-"Фармана-4", 3-"Блерио", 2-"Антуанет", 1-"Соммер".

Впоследствии годовщину школы стали отмечать не по официальному дню ее открытия, а 21-ого ноября - по престольному празднику архистратига Михаила, объявленного Русской Православной церковью, покровителем авиации и российских летчиков.

Ефимов Михаил Никифорович - первый русский летчик (1881-1919). Из крестьян. В 1910 году окончил летную школу Фармана с дипломом № 31. С 1910 года - старший инструктор Севастопольской авиационной школы. Здесь впервые выполнил элементы высшего пилотажа - вираж, пикирование, спираль, планирование с выключенными моторами. В 1911 испытывал первый в мире ранцевый парашют. В годы Первой мировой войны - летчик истребитель. За героизм удостоен 4-х Георгиевских крестов и звание прапорщика.

Первыми начальниками Севастопольской авиационной школы были:

Кедрин В.Н. капитан 1 ранга с 1910г. по 1911г.

Одинцов С.И. полковник Генерального штаба с 1911г. по 1912г.

Князь Мурузи А.А. подполковник Генерального штаба с 1912г. по 1916г.

26 октября 1911 года в Ливадийском дворце Николай 2 принимает летчиков первого выпуска Севастопольской школы в количестве 24 человека и вручает им дипломы об окончании летной школы. Вместе с Великим князем Александ-ром Михайловичем царь поздравил каждого выпускника.


Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самоле-ты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севас-тополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.

В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведо-мый русским пилотом, автором "мертвой петли" - Нестеровым П.Н. Во время Первой Мировой войны, летчики, развивая Нестеровскую школу фигурного летания, освоили так называемый "штопор".


В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.

После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном комитете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.

В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиация Черноморско-го флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и ино-странных интервентов.

Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ-25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова А.В. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Все человечество рукоплескало рекорду советских женщин - воспитанниц Качинской школы: П.Осипенко и В.Ломако, которые вместе со штурманом Н.Расковой совершили беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Первая советская военная летчица Кокорина Зинаида Петровна окончила школу в 1924 году и работала летчиком-инструктором, была начальником летной школы в городе Хабаровске.

А в сентябре 1938 года Полина Денисовна Осипенко, Валентина Гризоду-бова и Мария Раскова совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете "Родина". П.Д.Осипенко окончила школу в 30-х годах, одна из первых женщин, которой было присвоено звание Героя Совет-ского Союза.

Авторитет школы в то время был настолько высок, что руководители стра-ны, начиная с И.В.Сталина, посылали своих сыновей для летного обучения в Качинскую авиашколу. Именно в Каче учились летать сын И.В.Сталина-Васи-лий, 3 сына А.А.Микояна, сыновья Н.В.Фрунзе и др. В 1935 году школу посетил Буденный С.М., который дал высокую оценку Качинской летной школе.

В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направ-лены летчики и штурманы, среди них: Леваневский, Ляпидевский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Героя Советского Союза, как участникам спасения пассажиров и команды ледокола "Челюскин".

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов-ской области.

В 1945 году она переименовывается в училище с местом распо-ложения в городе Сталинграде (Волгограде).

256 выпускников училища стали Героями Советского Союза, 150 - генералами, 7 - маршалами и 2-е - главными маршалами авиации, 12 выпускников - дважды Герои Советского Союза, а Покрышкин А.И. трижды Герой Советского Союза. Окончил школу в 1939 году. Совер-шил 550 боевых вылетов, сбил 59 вражеских самолетов, маршал авиации.

Здесь получили путевку в небо летчики-космонавты СССР В.А.Шаталов и В.Ф.Быковский.

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для совет-ского народа и его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8-ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именует-ся 6-ой гвардейский. В боях за Крым сражаются 2 прославленных авиацион-ных полка - 6-ой Гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский полк и 11 Гвардейский истребительный дважды Краснозна-менный Николаевский полк.

В период обороны Крыма и Севастополя авиаци-ей Черноморского флота командовал генерал-майор Остряков Николай Алек-сеевич. За период его командования было уничтожено свыше 400 самолетов противника. 24 апреля 1942 года, во время налета немецкой авиации, Н.А. Остряков погиб при исполнении служебных обязанностей. Ему посмертно при-своено звание Героя Советского Союза, его именем назван проспект в г. Севастополе.

От рядового до генерала прошел свой боевой путь Воронов Владимир Иванович - заслуженный военный летчик СССР, Командующий ВВС Черно-морского флота, летчик-истребитель 6-го Гвардейского дважды Краснозна-менного Севастопольского авиаполка, генерал-полковник авиации в отставке. Вся его жизнь и служба связаны с авиацией Черноморского флота. Здесь он прошел трудный путь от лейтенанта до генерал-полковника, от рядового лет-чика до Командующего авиацией Черноморского флота.

В начале войны 11-м Гвардейским Николаевским полком командовал май-ор Павлов Н.З., геройски погибший в бою 23.09.1942 года. Этот полк в начале войны с аэродрома Херсонес прикрывал главную базу - Севастополь. Летчи-ки истребительного 11-ого авиаполка успешно решали поставленные боевые задачи. 8 августа 1941 года принимали боевое участие в уничтожении Черноводского моста через реку Дунай - важного объекта противника. Многие из них за эту операцию награждены орденом Ленина.

Бесстрашно сражался с врагом Герой Советского Союза летчик-истреби-тель Любимов Иван Степанович (в последствии командир 11 авиаполка, а затем командир 4 ИАД) "Наш второй Маресьев",- так называли его товарищи. Он летал и бил врага с протезом вместо ступни левой ноги. Сбил 9 самолетов. Его именем назван военный гарнизон и поселок Любимовка.

Редкий документ времен Великой Отечественной войны подарил Комнате Воинской Славы гарнизона Кача бывший Командующий морской авиацией ВМФ генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич. Это Приказ Наркома Обороны СССР от 8 августа 1941 года за подписью Народного комиссара Обороны И.Сталина, в котором он поблагодарил экипажи самолетов, бомбивших Берлин в ночь с 6 на 7-ое августа.

Особое место в Комнате Воинской Славы принадлежит летчикам, совершившим воздушные тараны. 16 летчиков - Героев 6-го истребительного Севастопольского авиа-полка и 11 истребительного Николаевского авиаполка совершили воздушные тараны, а двое из них - Иванов Я.Н. и Борисов М.А. совершили по 2 воздуш-ных тарана. (Борисов М.А. совершил 2 воздушных тарана в одном вылете).

В парке на аллее Героев находится памятник Героям Советского Союза, совершившим воздушные тараны.

"Их имена и подвиги будут сиять в веках".

Золотыми буквами написаны имена Героев: Берешвили И.С., Борисов М.А., Воловодов Б.Н., Грек В.Ф.. Зиновьев И.К., Иванов Я.М., Калинин В.А., Карасев С.С., Катров А.И., Мухин С.С., Рыжов Е.М., Савва Н.И., Севрюков Л.И., Черевко Б.Г., Чернопащенко В.Е., Шапошников Ф.Д.

После окончания ВОВ полки расформировываются.

В начале 1947 года на Качу перебазируется 11 Гвардейский дважды Крас-нознаменный Николаевский истребительный полк. (до 31 мая 1943 г. бывший 32-ой авиаполк).

20 октября 1947 года при-казом Министра ВМФ была создана авиационно-техническая база в/ч 49311 с центром базирования на Каче.

Формирование в/ч 45646 (вертолетный полк) началось в 1958 году, но юбилейной датой считается 1 ноября 1954 года - день создания отдельной эскадрильи вертолетов МИ-4. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес -перебазируется вертолетный полк в/ч 45646.

С осени 1960 года на Каче базируется отдельный транспорт-ный полк в/ч 87381. А с 1996 года реорганизован в отдель-ный смешанный авиационный полк в/ч 49252.



В 1965 году в честь 20-летия Победы у Дома офицеров были торжествен-но открыты парк и аллея Героев, где установлены бюсты 26 Героев Совет-ского Союза летчиков-черноморцев. Изготовили бюсты шефы - студенты Киевского художественного института. В день Победы - 9 Мая возлагаются цветы Героям Советского Союза.

21 ноября 2012 года Качинский гарнизон отметит 100-летие со дня образования.

Качинский гарнизон гордится славными боевыми традициями первой авиационной школы летчиков, которая по праву считается- колыбелью русской авиации!

Поселок Кача расположен в 23 км от Севастополя на побережье между Севастополем и Николаевкой.
Кача (крым.-тат. -«запруда»)- река, длиной 69 км, берет начало у подножья горы Роман-Кош.
В 1910 г. в Севастополе была открыта первая в России школа военных летчиков.
Аэродром находился на Куликовам поле недалеко от Панорамы «Оборона Севастополя».
Затем авиашколу перевели в район р. Кача.
В Качинской авиационной школе учились многие прославленные летчики.
В настоящее время в качинский поселковый Совет административно входят населенные пункты: Вишневое, Осипенко, Полюшко, Орловка, поселки Солнечный и Андреевка.
Кача — это небольшой поселок, расположенный на берегу Черного моря.
Береговая черта обрывистая. Спуститься к морю можно по каменным лестницам, или по природным тропам.
Вода в Каче из артезианских скважин, по качеству уступает разве что горной.
Пляжи отличные, неограниченные по протяженности и на все вкусы: и песочек,
и галька, и для подводного плавания, для детей и взрослых.
Ширина качинского пляжа примерно 20- 30 метров, а в длину и влево, и вправо на многие километры. Кое-где прямо их обрыва вырываются струйки холодной питьевой воды.
В Каче с жильем проблем не бывает. Пансионаты, минигостиницы, морские дачи, частный сектор, жилье сдается практически в каждом доме.

На территории поселка Кача расположены супермаркет «Кардинал», отделения «Приватбанка» и «Ощадбанка» с банкоматами, три рынка, магазины, аптеки, бары, кафе, тур-бюро, игральные автоматы, бильярдные.
В трех километрах от Качи находится «Звездный берег», где проводится молодежный фестиваль.
Кача состоит из двух частей. Одна часть - это частные дома, а другая - российский военный гарнизон.
Кача- родина русской военно-морской авиации. Ныне российский военный городок. Вход на территорию свободный. Легко добраться до Севастополя, Симферополя, Евпатории и Саки. Рядом Бахчисарай и пещерные города Горного Крыма, Большой Каньон, «ванна молодости».
Из Качи в Севастополь и обратно можно легко доехать за двадцать минут на «маршрутках», которые ходят каждые 15 минут

В 1910 году в Севастополе была открыта первая в России школа военных лётчиков. В 1912 году её перевели в район реки Кача, где на месте хутора вырос посёлок городского типа. 8(21) ноября в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича была осуществлена закладка и освящение постоянных зданий офицерской школы авиации. В одном из помещений была освящена домовая церковь св. Архистратига Михаила. В Качинской авиационной школе учились трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, известный полярный лётчик Герой Советского Союза Г. Байдуков, Герой Советского Союза П. Осипенко, совершившая в 1938 году беспосадочный перелёт Севастополь — Очаков и Севастополь — Архангельск, сын И. Сталина — Василий. В начале Великой Отечественной войны из лётчиков-инструкторов авиашколы был сформирован истребительный авиационный полк. Сама же авиашкола перебазировалась за Волгу.

7-9 ноября 1910 г. железнодорожным транспортом под командой подполковника С. И. Одинцова (капитан второго ранга Фогель не захотел ехать в Крым) весь назначенный штат летной школы и самолеты прибыли в Севастополь. Необходимо уточнить, что школа по штату была сформирована в Петрограде — Гатчине, а начало полетов было в Севастополе. Руководство школы не имело авиационной подготовки, что отразилось на дальнейшей работе. Под аэродром выбрали грунтовую площадку в 3 км севернее Севастополя па территории лагеря 13-й пехотной дивизии, на так называемом Куликовом поле, которая была малых размеров, располагалась в узкой лощине, пересекаемой Балаклавским шоссе, закрытой домами и телеграфными проводами на высоких столбах с одной стороны, с другой — упиралась в большую гряду прибрежных холмов. С трех сторон к ней подступали постройки, с четвертой — глубокий овраг, чем воздушные подходы были стеснены.
Позже подтвердилось -расположение аэродрома выбрано крайне неудачно. Это был первый аэродром Черноморского флота, с которого взлетал единственный сухопутный аэроплан «Антуанетт», управляемый дипломированным летчиком, заведующим воздухоплавательным парком флота, лейтенантом С. Ф. Дорожинским. На аэродроме спешно солдатами и матросами строились временные здания: ангары из досок на 6 самолетов и каркасно-парусиновые, две мачты для определения направления ветра и сигнализации с летчиками, разборное здание собрания школы, а один самолетный ящик приспособили под офицерскую столовую.

На заседании Отдела Воздушного флота 18 ноября 1910 г. подполковник Макутин доложил о готовности базы аэродрома к полетам. Торжественное открытие школы состоялось 24 ноября 1910 г., после чего начались регулярные полеты и продолжалось обустройство аэродрома. Строились только временные помещения, из дерева, надеясь возвратиться в Гатчину. Для обеспечения личного состава, обслуживания, ремонта и хранения самолетов были построены отдельные деревянные здания мастерских: столярной, сборочной, кузнечной, моторной, ангар для ремонта автомобилей, кладовая, бетонный погреб для хранения бензина и т. д. -всего 19 сооружений, деревянное ограждение летного поля. Летно-офицерский состав размещался во флигеле местного помещика, а солдаты и матросы в приспособленном летнем кинотеатре-иллюзионе. Перед Первой мировой войной программы подготовки российских летчиков расширялись и усложнялись, увеличивалось количество учлетов и самолетов с улучшенными боевыми и взлетно-посадочными качествами, требовавшие лучшего аэродрома. Погодно-климатические условия Крыма и увеличение числа самолетов (более 40) обеспечивали обучение летчиков по расширенным программ. Специальная комиссия во главе с Великим князем Александром Михайловичем и участием российского аса, шеф — пилота школы М. Ефимова подобрала ровный участок земли, пригодный для аэродрома с учетом развития летной работы в будущем в 20 верстах севернее Севастополя, в шести верстах от небольшой крымской реки Качи, недалеко от татарской деревни Мамашай, на берегу Черного моря. Великий князь этот выбор одобрил и утвердил. В это же время Севастопольскую школу посетил Председатель Третьей Государственной Думы, промышленник А. П. Гучков. Полетав на аэроплане школы, хотя и с вынужденной посадкой, дал обед в честь военных летчиков Воздушного Флота России. Убыл в Петербург, где убедил думских коллег и Дума выделила на обустройство первой летной школы 1050000 рублей.
На деньги, выделенные Думой. Великий князь Александр Михайлович купил указанный выше участок земли площадью 657 десятин 550 саженей со сторонами почти правильного квадрата 1200 — 1500 саженей, на котором был образован Александро-Михайловский лагерь (названный в честь шефа авиации России Великого князя Александра Михайловича). Двадцать десятин подарил школе богатый сосед — помещик после чего аэродром имел общую площадь 677десятин 550 саженей. Новый начальник школы подполковник Мурузи не дожидаясь развертывания строительства капитальных зданий на новом аэродроме приказал разбить лагерь, поставить лагерные палатки для людей, каркасно - разборные парусиновые ангары для самолетов и с первого марта 1912 г. начать теоретическую и летную подготовку, по договору, со специальным курсом — 27 учеников для морской авиации.
Для обеспечения безопасности полетов по его приказу летное поле маркируется: в центре наносится белый круг и прямые линии старта (взлета и посадки), вокруг аэродрома сооружается деревянная ограда, проход и проезд разрешается только через шлагбаум. На полетах медицинское обеспечение осуществлялось фельдшером, на санитарной двуколке, противопожарное - пожарными с ручным насосом и огнетушителями, установленными на приспособленной повозке, а позже, на закупленных за границей специальных автомобилях.
Учлеты на полеты перевозились двумя грузовыми автомобилями иностранного изготовления, вместимостью по 11 человек каждый Для восстановления здоровья учлетов после интенсивных полетов на старте аэродрома работниками МТО школы оборудовались места кратковременного отдыха между вылетами, обеспеченные столами, деревянными скамьями — диванами на литых красивых металлических ножках, водой для питья и т. п. Отдыху и сохранению здоровья учлетов и всего личного состава, участвующего в напряженных учебных полетах, непосредственно на старте уделял постоянную заботу старший врач школы, военный медик Соловьев. На аэродроме Куликово поле без остановки полетов разбирались, перевозились и устанавливались в лагере временные деревянные здания и каркасно - разборные парусиновые ангары. Этими работами руководил и отлично справлялся работоспособный, инициативный младший офицер саперного батальона Виктор Соколов, будущий выпускник школы в 1912г.
В 1911 г. летчики — инструкторы Севастопольской летной и Гатчинской воздухоплавательной школ в составе сводного авиаотряда участвуют в маневрах Петроградского, Варшавского и Киевского военных округов, где в полевых условиях отрабатывается: выбор и подготовка полевых аэродромов (площадок) и размещение самолетов в установленных в поле в сборно-разборных ангарах и без них, обеспечение боеприпасами и ремонтным материалом, ремонт и подготовка к полетам вне капитальных мастерских, перевозка самолетов в разобранном виде на специальных прицепах — тележках автомобилями и лошадьми, и на железнодорожных платформах, способы их безопасного крепления, размещение и организация быта и питания летчиков и всего личного состава сводного отряда.
Участие в маневрах командованием оценено как блестящее. В день второй годовщины школы — 21 ноября 1912 г. торжественно освящаются намеченные фундаменты постоянных капитальных зданий, утвержденные Великим князем Александром Михайловичем. Фирма камергера Гординского к осени 1913 г. из кирпича и каменно-ракушечных блоков здания построила. О качестве говорить не приходится, не поврежденные войной, служат авиаторам и сейчас. В сборнике «Русский морской и воздушный флот», изданном в 1913 г., показаны построенные здания. В аэродромной зоне: 10 ангаров для самолетов, два склада бензина, мастерская, биологическая станция, сигнальные мачты. В казарменно — жилой зоне, на берегу моря, возведены: гараж, мастерская, пожарный обоз, сарай для топлива, баня-прачечная, две кухни — столовые, три двухэтажные казармы для солдат, помещение для переменного состава (учлетов), ледник, канцелярия, околоток, электростанция на два агрегата, насосная станция, водонапорная башня, помещение для отдыха офицеров — биллиардная. Для спуска к морю имелась лестница, па обрывистом морском берегу — красивая беседка. В этой зоне посажен фруктово-декоративный сад, где оборудованы аллеи с твердым ракушечным покрытием, разбиты клумбы, на которых выращивались цветы. Внутри городка проложены дороги и тротуары с бетонно-асфальтовым и плиточным покрытием, электрическим освещением. Позже построено капитальное двухэтажное главное здание с вышкой и санчасть.
Для подготовки летчиков соответственно требованиям мировой войны в 1915г. школа расширяется и переформируется в три отделения, базирующиеся на постоянных грунтовых аэродромах: — первое — смешанное истребители и бомбардировщики на основном аэродроме на р. Каче; — второе — на аэродроме Бельбек (восемь километров южнее Качи, на полпути к Севастополю) в долине крымской речушки Бельбек.
Летное поле после выполнения подготовительных работ аэродромной командой имело ровный хороший грунт, хорошие воздушные подходы, растительность с устойчивой корневой системой отвечало безопасности полетов на легких аэропланах «Моран»; — третье — в пяти километрах южнее Симферополя с левой стороны у железной дороги Симферополь-Севастополь. Летное поле представляло длинную и широкую полосу, не имеющую с левой восточной стороны никаких капитальных строений - препятствий и ориентиров.
Подготовка грунтовых ВПП производилась аэродромной командой школы, безопасность полетов на тяжелом аэроплане «Фарман» обеспечивалась. На обоих аэродромах личный состав жил в лагерных палатках. Для служб и самолетов строились временные деревянные здания и сборные каркасно-брезентовые ангары. МТО школы на этих аэродромах содержало специальные команды обеспечения бытовых условий и аэродромно-технического обеспечения полетов. В это время школа имела около 120 иностранных самолетов 16 различных типов и моделей, в том числе новые: «Спад», «Блерио», «Моран-Парасаль», Сопвич», «Фарман-XX» и другие.
Во время войны в школе на качинском аэродроме строятся капитальные здания: гараж, санчасть, дом под квартиры. Со дня освоения аэродрома у реки Кача и до Великой Октябрьской революции в жилой и аэродромной зонах было перевезено из аэродрома Куликово поле и построено вновь: временных зданий — 19 и 48 капитальных кирпично-каменных объектов.
В 1916г. в школе всесторонне обеспечен выпуск 228 летчиков, которые активно защищали от врага свою Родину — Россию, применяя в воздушном бою устанавливаемые на самолетах пулеметы, занимались бомбометанием по вражеским объектам и начали использовать против конницы и пехоты новый вид оружия — стальные стрелы (металлические стержни, заостренные с одной стороны, с другой — расчлененные крестообразно, длиною 10 см., весом 16г.). Такие стрелы применяли французы и англичане.
Наши летчики использовали стрелы(свинцовые летучие пули и пули для пневматики) конструкции инженера В. А. Слесарева, каплеобразной формы с жестяным стабилизатором, превосходящим нормальную пулю в четыре раза (масса 30 г.), способные пробить брусок дерева толщиной 150 мм., а попадая в голову всадника могла поразить и насквозь его лошадь, так как имела лучшие аэродинамические свойства и большую пробивную способность. Пули-стрелы упаковывались в картонные и деревянные ящики по 500-1000 штук, загружались по два в самолет, а в нужный момент летчик их высыпал в воздухе на колонну.
Дальнейшему развитию школы помешала первая мировая война.Отрицательно на состоянии школы отразилось перебазирование ее по приказу генерала Деникина в Усть-Лабинск, на Кубань. Оставшаяся капитально-недвижимая база школы без присмотра снова подверглась трехмесячному разграблению красных партизан и мародеров. В Усть-Лабинске школа сводится в стрелковую роту, участвует в отражении налетов Красной Армии на Кубани. Когда Крым снова был занят войсками Добровольческой армии школа возвратилась на Качу.
Вступивший в командование белой армией генерал Врангель и руководство белой авиацией не смогли организовать подготовку летчиков для своих частей В дореволюционный период школа освоила полеты, материальное и аэродромно-техническое обеспечение летной работы, ремонт и восстановление 10 основных типов (28 модификаций) иностранных самолетов: Фарман, Блерио, Ньюпор, Моран, Сапвич, Соммер, Антуанетт, Спад, Авро -504. и др. Большое количество деревянно-тканевых типов и модификаций иностранных самолетов требовали от органов снабжения своевременно закупать и всегда иметь запас ремонтных материалов, а от органов ремонта- целенаправленного их использования.
Более 15 сортов и наименований применялось для ремонта аэропланов в мастерских школы специальной древесины: сосны, ясеня, ели, тополя, березы, бука, дуба, ореха, американской ели, — спрута тюльпанового дерева и др. — без сучков и всевозможных расслоений. Березовый шпон и 3 — 5 слойная фанера использоваться для обшивок. Лопасти пропеллеров изготовлялись из досок толщиной не более 30 мм без коробления, сучков, расслоения из ореха, клена, американской ели. Использовалась малоуглеродистая сталь; листовая, трубы, пруток, проволока обычная и рояльная, термически обработанные пружины. Применялись лист, пруток трубки цветных металлов: алюминия, меди, латуни, бронзы, дуралалюминия для изготовления баков и трубопроводов бензомаслосистемы, а для покрытия черных металлов — олово, цинк, никель, Широко использовались ткани: хлопчатобумажные, льняные, больше перкаль, неотбеленное полотно, парусина №1 — 8, шелковые, которые при намокании до 30% теряли прочность из-за чего приходилось делать покрытия в 4 — 5 слоев увеличивая вес самолета прорезиненные ткани очень тяжелые, при полете образуют неровности (самолет ВУАЗЕН) а также, пергаментная бумага, покрытая спиртовым копаловым лаком («БЛЕРИО-VITI, IX).
Для наклеивания тканей использовали клей:: столярный, козеиновый, клей-цемент Костовича, который не растворялся в горячей и холодной воде и других жидкостях. Для предохранения от сырости наклеенные на аэроплан тканевые поверхности покрывались: крахмалом (клейстером), лаками — копаловым, целлоном (смесь целлулоида в ацетоне и амиловоуксусной соли), эмалитом. Для ремонта сидений самолетов применялись: войлок, тесьма, шелковый очес, кожа. Восстановление защитных козырьков производилось применением: зеркального стекла, целулоида, стеклотриплекса и еще много различных материалов. Мастерские школы пополнились новым прогрессивным оборудованием: токарными сверлильными станками, ножницами с электроприводом, ручными электродрелями напряжением 220 в, пульверизаторами |для покраски по дереву, металлу и тканям, электрической дуговой и | контактной (стыковой и точечной), ацетилено-кислородной сваркой, энными приспособлениями и шаблонами. 15 ноября 1920 г. большевиками был взят Крым. Часть личного состава школы ушла с Врангелем, оставшаяся часть приступила к возрождению школы, на базе которой создается тренировочная школа Южного Фронта. В мае 1921 г. Севастопольская летная школа переформируется в отделение летной школы №1, которая базируется в г. Зарайске, Рязанской области.
В марте 1922 Севастопольская (отделение летной школы №1) и Гатчинская (школа №1) объединяются в одну школу. Летная школа №1 в течение трех месяцев перебазировалась в Крым на Качу 15 железнодорожными эшелонами и транспортами. Севастопольская школа имела 57 разнотипных иностранных самолетов и 74 учлета.
Позже, в марте 1932, в Качинскую летную школу вливается со всем личным составом и материальными средствами Киевская окружная школа пилотов. Небольшая, но прибавка к расширению Качи.
Началось восстановление разрушенных войнами зданий и систем. Особенно интенсивно и объемно проводилась работа в 1923 — 1936 гг.. когда было построено 26 капитальных объектов. В казарменно-жилой зоне: 14 домов с печным отоплением на 28 квартир, три дома с центральным отоплением на 144 квартиры, два общежития (казармы) для рядового состава на 200 коек, два общежития для курсантов на 250 коек, Дом Красной Армии на 825 мест, гараж на 8 боксов (24 автомобиля). В аэродромной зоне: здание управления аэродромом на 36 комнат, ангары №8 №9. Уделялось большое внимание озеленению и благоустройству территории, содержанию зданий, разведению цветов, поддержанию чистоты и порядка круглый год.
Продолжая обучение летчиков в советское время на новых иностранных самолетах Моран-Парасоль, Авро — 504, Де- Ховелант, Мар-тинсайд — школа с 1926 г. начинает получать деревянно-перкалевые, деревянно-металлические-перкалевые, цельнометаллические (из легких сплавов) отечественные самолеты: Р-1сп, У-2, ДН-9, а с 1941 г. Р-5, И-1,И-2,И-4, И-5, И-15 спарку, И-15 бис, И-16.И-153, М-2,М-5,У-1 авро, МИГ-1, УТ-2. Также освоены самолеты, сконструированные и построенные качинцами: Дыбовским — моноплан «Дельфин» обтекаемой формы, Писаревским — одномоторный ПИС-1, Грибовским — планер Г-9. Подготовка к полетам аэродрома сводилась к выравниванию грунта летного поля, укосу и уборке травы, ликвидации кротовых и сусликовых нор, заправке баков самолетов горючим и авиамаслом с ведра через воронку с замшевым фильтром, зарядку сжатым воздухом из аэродромного баллона через шланг, укладка ленты с патронами (снарядами) в самолетный магазин для боеприпасов. Механизированных средств заправки и зарядки самолетов еще не было.
В 1924 г. школа получила отечественные грузовые автомобили: АМО-Ф-15, Я-3, ЯГ-4, позже: АМО-3, ГАЗ-АА, ЗИС-5, с 1933 г. — повышенной проходимости: ГАЗ-ААА, ЗИС-6. С 1936 г. поступают отечественные колесные тракторы: ХТЗ, СТЗ, ЧТЗ, после 1937 г. гусеничные тракторы: СХТЗ-НАТИ, С-65 с двигателем мощностью 75 л.с. С 1930 г. в школу поступают небольшие водомаслогрелки конструкции инженера Гончарова — «гончарки», каталические печи — моторные подогреватели, водомаслозаправщики (ВМЗ) и бензозапрвщики (БЗ) смонтированные на автомобилях с насосом для перекачивания масла, воды, горючего с фильтром для отделения механических примесей и воды, автостартер для запуска моторов самолетов, кислородно-зарядные станции (АКЗС-15), компрессорные станции (АКС-2), ручные кислородные насосы и др. Новым штатом предусматривалось в школе иметь: начсостава -391 человек, младшего начсостава - 357 человек, бойцов - 410 и 267 различных самолетов.
В МТО школы вводятся новые подразделения: прожектористы, зенитно-пулеметных установок ЗПУ-4, аэродромно-эксплуатационное.
С января 1936 г. табелями к штату школы определено иметь автомобилей: легковых — 9, грузовых — 45, специальных -56,мотоциклов — 4, тракторов -13, лошадей — 50, повозок, парных и одиночных, — 20. Темпы подготовки летчиков, особенно в период приближения второй мировой войны требовали расширения аэродромной сети школы. Командование школы недалеко от основного аэродрома на Каче (№1) выбирает грунтовые площадки, на которых обеспечение полетов производилось специально выделенными из МТО школы командами с материальными и аэродромно-техническими средствами, заранее прибывающими для подготовки аэродрома, развертывания стартового имущества, оборудования квадрата. Такими площадками-аэродромами были: № 2 — в Мамашайской долине в 12 км от основного аэродрома, площадка размером 1500Х900м, где летали У-2, УТ-2, выполняли прыжки с парашютом. № 3 — восточное от основного аэродрома размером 800Х800м, где летали летом на самолетах У-2, УТ-2 и выполняли прыжки с парашютом. № 4 -Альма-Томак на берегу реки с таким же названием, в 22 км севернее Качи, размером 1500х900м, грунт спокойный, растительность устойчивая, но в жаркую и ветреную погоду образовывалась пыль.
Летали на У-2, И-16. № 5 — площадка Николаевка, в 23 км севернее Качи, на ней летали на У-2, И-16. Грунт плотный, ровный, растительный покров устойчивый, размер площадки 1000Х1000м. Все лагерные временные площадки-аэродромы имели хорошие воздушные подходы, проходимые в сухую погоду дороги и трудно проходимые во время дождя. На лагерных аэродромах были оборудованы сигнальные вышки и деревянные классы-укрытия для проведения занятий в перерывах между сменами и вылетами С получением новых отечественных самолетов увеличился объем работ по подготовке летных полей. Исходя из взлетно-посадочных характеристик наших самолетов требовалось удлинение взлетно-посадочной полосы и примыкающей к ней территории так, чтобы в случаен выкатывания самолета за пределы ВПП — самолет на неровном грунте не терпел поломки. Расширялись площадки для обучения рулению самолетом на земле. Также, остались ранее выполняемые работы: разравнивание и уплотнение образовавшихся неровностей от езды автомобилей и повозок после дождя, уборка посторонних предметов, укос и уборка травы, уничтожение кротовых и сусликовых нор и др.
Весной 1941 г. успешно всесторонне обеспечены испытательные полеты новейшего советского истребителя МИГ-1, проводимые на основном аэродроме, под руководством авиаконструктора А. И. Микояна. Личный состав показал высокую выучку по эксплуатации испытываемой новой техники и осуществлении аэродромно-технического и материального обеспечения полетов В 1940 г. дважды подводились итоги работы школы.
17 августа по случаю 8 годовщины Дня авиации, В президиуме собрания было 39 человек, руководителей, гостей, отличников боевой и политической подготовки и среди них шеф-повар летно- курсантской столовой — Исаев Матвей Яковлевич. Отмечая 30-летие школы, Нарком Обороны СССР Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко приказом № 406 от 11 ноября 1940г. поощрил начальника МТО подполковника Горинова Василия Петровича золотыми часами, интенданта 2-го ранга Приходько Степана Федоровича ценным подарком, шеф-повара школы Исаева Матвея Яковлевича, старшую прачку Ефанову Надежду Михайловну и сторожа авиамастерских Халтурина Федора Федоровича — месячным окладом содержания.
За 30 летнюю деятельность школы в Крыму освоено во время обучения летчиков и всестороннего материального и аэродромно-технического обеспечения самолетов и ремонта 11 типов (31 модификация) иностранных самолетов, 12 типов (13 моделей) отечественных и два самолета, сконструированные качинцами, изготовленные в авиамастерских школы, всего 25 типов (44 модели) и один планер.
На этих самолетах обеспечено обучение в 1911 — 1916 г. — 609 летчиков (376 офицеров и 233 солдата). За 1921 - 1940 гг., в основном, на отечественных самолетах с улучшенными летно-тактическими и взлетно-посадочными качествами подготовлено 5694 летчика-истребителя, а всего в Крыму выпущено 6303 летчика. В период двух революций, иностранной интервенции и белой армии (1917-1920 гг.), по существу, школа по подготовке летчиков не работала.
Обучение летчиков проводилось только на грунтовых аэродромах, условно разделив их: четыре постоянных (Куликово поле, Качинский №1, Симферополь, Бельбек) и четырех временных (лагерных): №2-в Мамашайской долине, №3 — восточная площадка, №4 — Альма-Томак, №5 — Николаевка. Аэродромов с искусственным ВПП не было, а Куликово поле, №3 и №5 были совершенно бесперспективными в расширение будущей аэродромной сети школы. Подготовка взлетно-посадочных полос, площадок тренировок в рулении самолетов, мест стоянок, подготовка самолетов к полетам и их ремонт, обеспечение предполетной подготовки и полетов, хозяйственно-бытовое обеспечение с учетом конкретного базирования проводили при полетах на иностранных и отечественных поршневых самолетах достаточно обученные специалисты органов снабжения и ремонта МТО школы.
Значительно увеличилось количество специалистов и специальностей после перехода к обеспечению полетов на отечественных самолетах, более сложных по устройству и эксплуатации, требовавшие сложной и надежной наземной обслуживающей спецавтотехники. Расчеты и практическая деятельность показали, что для грамотного применения специальных автомобилей обеспечивающих подготовку и полеты отечественных самолетов требовалось, чтобы водители знали и умели применять не менее 16 типов спецмашин (АКЗС, БЗ, ВМЗ, автостартер и др.), трактористы — более трех типов тракторов.
Для проведения ремонта, регламентных работ, требуются специалисты: автослесарь, слесарь тракторный, электрик автотракторный, токарь, аккумуляторщик, вулканизаторщик, электрогазосварщик и др., всего - 28 специальностей. В аэродромной службе: специалисты по прицепной аэродромной технике (катки, гладкие и шиповые), гладилки, волокуши, конусу, плугам, боронам зубчатым, сенокосилкам и граблям конным и тракторным, рамщик, столяр — плотник, электрогазосварщик, и др. — всего 25 специалистов. Службы, обеспечивающие непосредственно полеты: лаборант ГСМ, пожарный, компрессорщик, механик кислородно-зарядной станции, механик аккумуляторной зарядной станции, метеонаблюдатель, прожекторист, радист стартовой радиостанции, фельдшер (сестра медицинская), всего не менее 9 специальностей.

Также увеличивается количество специальностей по хозяйственно-бытовым службам, сдали в эксплуатацию жилой дом — сразу требуется обслуживающий персонал и соответствующие специалисты. Их постоянно необходимо готовить, обучать и тренировать. На крымской земле Качинская авиашкола была передовой в стране в организации летного обучения, быта, материального и аэродромно-технического обеспечения полетов, ведении войскового хозяйства. Однако, немецко-фашистское нашествие 22 июня 1941 г. отрицательно повлияло и затормозило по многим вопросам деятельность школы, которая была переведена в суровые материально- климатические условия на Краснокутский аэроузел в Саратовской области.

Своим появлением обязан основанию первой в царской России авиационной школы. Вся история поселка связана с историей развития отечественной авиации.

В 1910 г. по инициативе Великого князи Александра Романова, на средства от добровольных пожертвовании граждан была открыта первая в Российской империи школа военных летчиков. 24 ноября 1910 года состоялась ее открытие на аэродроме «Куликово поле» вблизи города Севастополя. На тот момент школа насчитывала 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV», 3 моноплана «Блерио-XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость едва достигала 70 км/час .

Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). 21 ноября 1912 г. авиашкола была переведена с Куликова поля к устью речки Кача и у школы на месте хутора Александро-Михайловского начал расти поселок Кача. Эта дата считается днем образования поселка.

Единственная в то время школа имела авиамастерские, кирпичные ангары для 100 самолетов, большой полевой аэродром. В авиашколе готовили 150–200 летчиков в год.

Об успехах в подготовке отечественных летных кадров свидетельствуют факты. К примеру, выпускники Качннской авиашколы разработали первую в мире инструкцию по боевому применению авиации. Первыми они использовали аэропланы для фоторазведки, полетов нал морем, выполнили новые фигуры высшего пилотажа - «штопор» и «мертвая петля».

Летная школа находилась в поселке до 1441 года. Из ее стен вышли многие прославленные летчики, среди который А. И. Покрышкин, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, Б. Ф. Сафонов и многие другие. В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде (Волгограде).

В годы Великой Отечественной войны село находилось я зоне активных боевых действий. Черноморские авиаторы громили захватчиков в небе Крыма и Кубани, Румынии и Чехословакии. Их имена - среди спасателей-челюскинцев, защитников Испании и Халхин-Гола, покорителей мировых рекордов дальности и высоты полетов. С первых дней войны на Каче базируется 8- ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В 1944 году этот полк именуется как гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк.

После Великой Отечественной войны с 1947 года по 1960 год на Каче базируется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же на Каче базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.

На фронтах Великой Отечественной войны боролось 155 жителей Качи, из них 115 - награждены орденами и медалями, 41 - погиб смертью храбрых.

Инструкторами в школе были известные в годы развития отечественной авиации летчики М. Ефимов, М. Комаров, Е. Руднев, М. Зеленский, Г. Пиотровский, покоритель штопора К. Арнеулов и другие.

Посетил Качу в 1914 г. мастер «мертвой петли» Петр Николаевич Нестеров.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов. Герои Советского Союза: трижды - Александр Покрышкин, дважды - 12 человек и 284 - Герои Советского Союза.

Рядом с аэродромом вырос жилой городок. Появились штабы, служебные ДОСы (дома офицерского состава), казармы и жилье в частном секторе.

В названиях тенистых улиц поселка - героическая летопись зарождения и развития авиации СССР: набережная имени Валерии Чкалова, улицы Петра Нестерова, Николая Гастелло, Марины Расковой,. Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина.

В памятниках и на Аллее Героев увековечены имена авиаторов, посвятивших себя небу, отдавших жизнь в борьбе с врагами.

В Украине, в Крыму, недалеко от Севастополя, в поселке Кача (ударение на первое А) несут службу самолеты-амфибии Бе-12, военно-транспортные самолеты АН-26, поисково-спасательные вертолеты КА-27ПС и противолодочные КА-27ПЛ. Несмотря на то, что многим самолетам уже почти по 40 лет, они ежедневно готовы выполнить боевые задачи на Черном море.

Благодаря моему читателю valkad , мне удалось посидеть за штурвалами этих удивительных машин, полазить по салону, поразглядывать тумблеры и приборы, посетить комнату воинской славы. А еще мне разрешили все сфотографировать...

2.

Первым делом мы посетили Комнату воинской славы - небольшой музей в Доме Офицеров, рассказывающий об истории создания базы:

3.

Началось все еще в царской России. Обратите внимание на форму летчиков первого выпуска. У каждого она своя, так как летную форму тогда еще не придумали и первых летчиков набирали из разных родов войск:

4.

5.

6.

7.

Перед Домом Офицеров (ДОФ) разбит парк с бюстами героям нашей страны:

8.

9.

Осмотр летной техники мы начали с самолета-амфибии 71-го года постройки Бе-12 :

10.

Он предназначен для обнаружения подводных лодок и выполнения спасательных операций на море. Раньше он носил ядерные заряды оперативно-тактического назначения.

Управляют самолетом 4 человека: 2 летчика, штурман и радист. В самом носу самолета сидит штурман. У него самое просторное место:

11.

Для обнаружения подлодок у штурмана есть радиолокатор:

12.

13.

14.

15.

16.

Рядом со штурманским креслом к стенке пристегнут якорь. В самолете он смотрится инородным телом:

А это "взгляд" на штурманское кресло из носа самолета. Над дверью видны педали летчиков. Они сидят как-бы на втором этаже:

Залезть сюда сложно, и с первого раза с двумя фотоаппаратами в руках у меня это не вышло:

19.

20.

Все кресла оборудованы парашютом и катапультой. Потолок легко съезжает в сторону, и можно высунуться наружу:

21.

22.

Ходить по самолету в полете практически невозможно. По нему и на земле-то сложно передвигаться, не задевая постоянно острые углы:

23.

Ощущение такое, как будто находишься не в самолете, а в подводной лодке:

24.

Место радиста в хвосте самолета:

25.

Бе-12 может не только находить подлодки, но и спасать людей. Для "спасенного" в одном из отсеков предусмотрен гамак:

26.

То, что Бе-12 является амфибией, накладывало отпечаток на особенности взлета и посадки. Обычно они проводились с бетонной ВПП, т.к. самолеты базировались на берегу. Посадка на воду проводилась не менее одного раза в месяц. Эти полеты были связаны с определенной долей опасности. Летчики, постоянно работающие с суши, могли по привычке перед посадкой на воду выпустить шасси. Если бы представить себе такой случай, то результаты его были бы плачевны. Шасси бы вырвало при ударе о воду со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не знаю, был ли в ВМФ такой случай, но разговоров по этому поводу перед полетами на воду было очень много. После продолжительных посадок на воду (при ремонте полосы, например) возникала опасность посадки на бетонку с убранными шасси. Вот такой случай в 70-е годы в этой эскадрильи произошел. После касания самолет стесал первый редан и потом остановился, накренившись на бок. Можно представить, какие чувства при этом испытал штурман. Самолет после этого восстановили в ТЭЧ части, и он продолжал летать.

Рядом с Бе-12 стоят военно-транспортные самолеты АН-26 . Они используются для перевозки грузов и десанта:

27.

На пилоны самолета подвешены ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25 Д и Н (день - ночь соответственно). Внутри них находится краска. В случае обнаружения людей, летательных аппаратов, терпящих бедствие судов, самолет сбрасывает их в воду, и на поверхности образуется зеленое пятно днем, а ночью факел, по которому наводятся летательные аппараты и спасательные суда:

28.

В хвостовой части самолета находится рампа, по ней при погрузке внутрь грузового салона может заехать даже УАЗик:

29.

Штурманское место:

34.

Кача - это не только самолеты, но и вертолеты. Правда, расскажу я о них уже в следующем посте. Stay Tuned!

История аэродромов Крыма

Первые аэродромы в Крыму появились ещё до первой мировой войны. А затем эти сооружения, преимущественно военного назначения, стали плодиться, как грибы. Этому способствовали благоприятные погодные условия Крыма и его географическое положение. К Великой Отечественной войне их было уже несколько десятков, Крым даже называли «непотопляемым авианосцем». После войны развитие авиации потребовало длинных бетонных взлётно-посадочных полос. Это вынудило сократить количество аэродромов, зато увеличить их размеры. Массовыми стали пассажирские авиаперевозки. В числе пассажиров были и руководители СССР, что благоприятно влияло на развитие аэродромного хозяйства. Более того, в Крыму построили запасную посадочную полосу для космического корабля многоразового использования «Буран». С переходом под юрисдикцию Украины крымское воздушное пространство в значительной мере опустело, соответственно оказались заброшенными и ряд «причалов».

Что же теперь осталось от былого великолепия?

1. Аэропорт Бельбек.
2. Аэродром Кача.
3. Аэродром «Южный» на Херсонесе.
4. Аэродром Нитка.
5. Аэродром Евпатория.
6. Аэродром Донузлав.
7. Аэропорт Симферополь.
8. Аэродром Гвардейское.
9. Аэродром Октябрьское.
10. Аэродром Веселое.
11. Аэродром Джанкой.
12. Аэродром Карагоз.
13. Аэродром «Северный» - Кировское.
14. Аэродром Багерово.
15. Аэропорт Керчь.
16. Аэродром «Заводское»
17. Вертодромы за Приморским.

Был ещё большой военный аэродром рядом с Крымом в Геническе. Сейчас его ВПП разобрали на бетонные плиты. Из них сделана, в частности, дорога от Геническа до Стрелкового на географически относящейся к Крыму територии.

Заметим, что Черноморскому Флоту России принадлежат только два аэродрома, в Каче и Гвардейском. А пассажирскими перевозками занимается главный Симферопольский и иногда Бельбек.

Когда-то был небольшой аэродром даже на Ай-Петри в районе «шаров», в с 50х до середины 70х годов. Но сейчас там точно ничего не летает.

Кстати, в советское время в Крыму были грунтовые гражданские аэродромы для местных перевозок и сельскохозяйственной авиации в Нижнегорском, Керчи, Ленино, Золотом Поле, Кировском, Советском, Раздольном, Межводном и даже в Судаке. Они громко именовались «аэропортами». В основном из них летали на АН-2 с пассажирами в Симферополь на аэродром «Заводское». Билет на АН-2 (вместимость 12 пассажиров) из Нижнегорского до Симферополя стоил в 80-х годах 3 рубля. А до пустынного пляжа на Арабатской стрелке - 2 рубля. Столько же, сколько 5 литров бензина АИ-93, обед в дешёвой столовой и меньше, чем четвертушка водки… Говорят, был даже аэродром на косе Тузла, откуда выполнялись пассажирские рейсы в Керчь. Недолгое время в 60-х существовало «вертолётное такси» из Симферополя в Ялту на вертолётную площадку. Эта площадка хорошо видна с Ялтинской объездной и цела и сейчас.

Аэродром Октябрьское

Название ж\д станции-Элеваторная;аэродром 1 категории, ВПП и РД были капитально отремонтированны в конце 70-х, после чего на этом аэродроме стало возможно принимать самолёты любых типов без ограничения по весу летательных аппаратов, вплоть до «Бурана».943 МРАП входил во 2-ю МРАД:3″братских»полка дивизии базировались на ас Гвардейское-там же управление дивизии, а.с. Весёлое, а.с. Октябрьское. 943 МРАП первым в Авиации ВМФ СССР переучился и начал эксплуатировать ТУ-22 М2,3. Последний военный лётчик в Советском Союзе, которому было присвоенно звание»Заслуженный военный лётчик СССР» был командир этого полка.Полк был расформирован в 1996 году.

Аэродром Гвардейское - Сарабуз

Сарабуз - это небольшая железнодорожная станция - развилка в 18 км от Симферополя. Одна ветка дороги ведёт прямо на север, на Джанкой и далее - на Перекоп, а вторая - на Саки и Евпаторию, крупнейший лечебный центр Крыма. Почти на самой развилке, на большом холме размещались два посёлка - Спат и Шунук. В одном жили немцы-менониты, переселившиеся сюда ещё при Екатерине, а в другом обитали в основном русские. На окраине, на скалистых склонах прилепились татарские домики. Совсем, рядом - большой аэродром, на котором ни днём, ни ночью не смолкал рёв моторов новейших тогда истребителей И-15, И-16 и скоростных двухмоторных бомбардировщиков СБ. Они с оглушительным рёвом проносились над домами, как будто старались прибить кипевшие в них националистические страсти. А они были нешуточными…….

К исходу 07.05.1942 г. советская авиаразведка обнаружила на аэродроме Сарабуз до ста самолетов противника. 103 шап (15 уаг) было приказано нанести по нему бомбардировочно-штурмовой удар. Задача предстояла сложная: со своего аэродрома Багерово надо лететь на предельный радиус действий «илов», что не допускало никакого отклонения от курса; большая часть пути проходила над территорией, занятой противником; половина маршрута - над морем, а это сильно затрудняло пилотирование и ведение ориентировки. Чтобы застать на аэродроме все , придется взлетать в темноте.

Командир полка П.И.Мироненко решил возглавить этот вылет. Перед рассветом 8 мая взлетели 10 тяжелогруженных Ил-2. Заместителем командира шел А.П.Буханов, вторую пятерку вел С.Попов. Весь маршрут командир шел на предельно малой высоте. Подлетая к цели, Мироненко «горкой» набрал высоту. Летчики увидели на старте около 80 бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло с работающими моторами, готовых к взлету. Но ни одному не удалось подняться.

С задания не вернулся лейтенант Г.Д.Угольников, он был сбит прямо над аэродромом. Но за его смерть товарищи отплатили сполна: на следующий день партизанская разведка сообщила, что уничтожено 38 бомбардировщиков и 41 немецкий летчик.

Аэродром Южный

Аэродром Южный находиться на мысе Херсонес. Военный и видимо секретный объект, информации про него практически нет

Аэродром Бельбек

Международный аэропорт Бельбек обслуживает город Севастополь и другие города Крыма. Создан на основе одноимённого военного аэродрома. Назван аэропорт в честь реки Бельбек, протекающей на юго-западе Крыма. Находится на берегу моря, на Северной стороне Севастополя.

Аэродром возник в июне 1941-го года, после начала войны на нём размещался военный истребительный авиаполк. Изначально грунтовый, после войны получил бетонную взлётно-посадочную полосу, но оставался исключительно военно-истребительным аэродромом. Во второй половине 1980-х, после прихода к власти М. С. Горбачёва, полоса была значительно увеличена и улучшена, так как аэродром использовался им при следовании на президентскую дачу в Форос. Именно это впоследствии позволило использовать аэродром в гражданских целях.

В декабре 2002 года аэропорт получил лицензию и на международные авиаперевозки.

С 2002 по 2007 годы было осуществлено около 4 тыс. авиарейсов, перевезено около 50 тыс. пассажиров. В 2007 году полеты гражданских воздушных судов на аэродроме были временно приостановлены, в связи с отказом Министерства обороны Украины продлить договор о совместном использовании аэродрома.

Весной 2010 года Севастопольская городская администрация объявила о возобновлении работы аэропорта. 30 мая 2010 года состоялось торжественное открытие «Бельбека».

Военное использование аэродрома продолжается по сей день, на нём базируется истребительный авиаполк. В 1990-х гг. самолёты Су-15ТМ были заменены на Су-27, а в настоящее время используются преимущественно МИГ-29, также есть возможность арендовать частный самолет.

Аэропорт Бельбек имеет взлётно-посадочную полосу размерами 3007×48 м. класса Б, предназначена для приёма воздушных судов всех типов. Максимальный взлетный вес воздушного судна неограничен. Классификационное число покрытия - 34/R/A/X/T. Магнитный курс посадки составляет 065/245. Светосигнальное оборудование - «Луч-2МУ».

Аэропорт находится в 2.5 километрах от транспортной развязки «Симферополь - Севастополь/Ялта - аэропорт „Бельбек"», близ села Фруктовое, на территориальной громаде Нахимовского района. Расстояние до южной части Севастополя составляет 25 километров, до площади Захарова (главная площадь Северной стороны) - 9 километров, до Симферополя - 50 километров, до Ялты - 95 километров.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Авиабилеты Мадрид Мурсия Как добраться до Мурсии
Как продать авиабилеты купленные через интернет
Боинг 757 500 схема салона лучшие места