Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Благовещенский собор где. Благовещенский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото. Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского », а раньше был тайник с государевой казной

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

Где находится

Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга . В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет , который дает право на вход во все музеи Соборной площади. Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия . А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году , а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году , во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году , собор становится девятиглавым .

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским , происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.


Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году .
В 1993 году , в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская , авторства Феофана Грека.

икона Божьей Матери Пименовская

чудотворная икона Божьей Матери Донская

Благовещенский собор Московского Кремля на фото


Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.


Крупный план позолоченных куполов храма.

Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Тем путешественникам, которые хотят подчеркнуть свои впечатления о Благовещенском соборе, прошу высказываться в комментариях.

Благовещенский собор - самый знаменитый храм города Москвы.

Располагается храм на Соборной площади внутри Кремля. Благовещенская церковь – старейший московский храм. Собор был домовым храмом членов царской семьи.

Храм благовещения расположен в юго-западной части Соборной площади. 9 куполов храма покрыты сусальным золотом. По площади он уступает многим храмам, но по великолепию и величию – это один лучших. Храм построен в честь Благовещения Богородицы.

Летопись знаменитого собора Москвы началась в 15 веке

По велению царя Ивана III в 1484 году закладывается Благовещенский собор.

По мнению ученых, что в XIII-XV веках на месте будущего Благовещенского собора находился деревянный храм с каменным фундаментом.

Московский кремль в XV веке активно перестраивался. Архитекторы из других стран возводили новые постройки.

По велению Ивана III Благовещенский собор было поручено строить псковским зодчим.

В 1474 г. летописец отметил:

«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита.

Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На этом основании принято считать, что собор был построен мастерами из города Пскова.»

Из сохранившихся летописей следует, что фамилии мастеров строительных дел из Пскова, кто построил Благовещенский собор - Мышкин и Кривцов.

годы строительства Благовещенского собора

После окончания строительных работ, храм представлял собой: крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное здание. Архитектор разделил стены на 3 неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы.

Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.


В 1489 году , после окончания всех работ, митрополит Геронтий лично освятил собор.

1547 год . Пожар в храме, здание сильно пострадало.

1564 год . Поменялось количество куполов. Из 3-хглавого превратилось в 9-тиглавый.

1572 год . Мастера сделали крыльцо, которое именуется Грозненским.


1917 год . Из-за артиллерийских атак разрушился внешний фасад здания.

1918 год. Собор закрыли, так как советская власть боролась с церковью

В 1993 году службы возобновили.

Сейчас в храме службы проводятся 1 раз в год, во время благовещенского праздника. По принятой традиции глава Православной церкви отпускает голубей в небо.

Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.


Благовещенский собор украшают 9 глав. В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав - бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах – аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

в течении этих лет купола храма покрыли раствором золота с медью

В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».


Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части - красивая разноцветная роспись.

Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.

Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.

Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллю­страции «Апокалипсиса».


В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.

Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.


В соборе есть свои реликвии, главная из них - икона от Феофана Грека

  • Чудотворная икона Пименовской Богоматери.
Чудотворная икона Пименовской Богоматери – привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;
  • крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.

Главная святыня храма - чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.


Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля

Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.

Расписание проводимых служб:

  • понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
  • суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.

Видео божественной литургии из Благовещенского собора

Благовещенский собор Московского Кремля – один из старейших и красивейших храмов России. Его строительство датируется XIII веком. Многие туристы и паломники приезжают из разных точек земного шара, чтобы взглянуть на неповторимую архитектуру здания и окунуться в атмосферу древней православной Руси.

История Благовещенского собора

За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.


Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Архитектура

Внешняя архитектура храма

Благовещенский собор являет собой образец смешения московской архитектуры и псковского зодчества. Воздвигнут на подклете, сохранившемся от старой деревянной церкви. Облик девятиглавого храма с золочеными куполами радует глаз россиян с 60-х годов XVI в.


Под куполами собора по окружности сделаны декоративные полукруглые нишки в стиле псковского зодчества. Фасад здания украшают пояски «бегунка» и «поребрика» из кирпича особой формы. В стиле московского зодчества сделаны ярусы кокошников и килевидных закомар, продолжающихся расчлененными лопатками. Основной объем храма дополняется с четырех сторон пристроенными приделами. Приделы возведены над углами галерей и представляют собой маленькие тонкостенные церковки, увенчанные золотым куполом. По историческим сведениям, приделы были построены в честь венчания русского царя Ивана Грозного. До постройки приделов Благовещенский собор ничем ни отличался от многих храмов Москвы, теперь же он обрел объемную красоту и величие, сравнимую только с Покровским собором.

Подклет храма гораздо старше, чем само здание (примерно на 200 лет). Он находится под центральной частью храма. Выложен из белого камня и имеет четырехугольную форму. Массивный столп располагается по центру подклета, от него на стены перекинуты низкие арки. С восточной стороны к нему пристроена апсида. Скорее всего, в подклете хранилась царская казна.


Архитектура итальянского Возрождения ярко выражается на парадных галереях с северной и восточной стороны здания: резные белокаменные капители, филенки на опорных столпах, перекрытия с крестовыми сводами. По этим галереям торжественно проводили в Гранатовую палату особо почитаемых гостей царя.

Южная и восточная галереи возводились в 1489 г. Восточная до настоящего времени не сохранилась: ее разобрали вместе с пристроенными к ней палатами. Скорее всего, паперть была пристроена по ошибке, так как обычно к храму со стороны алтаря пристройки не полагались. Изначально она служила для соединения собора с Казенной палатой. Южная галерея – это закрытое помещение, в котором с XVI века расположен придел Василия Кесарийского. По ней цари переходили во дворец с Соборной площади.

Во внешнем и внутреннем убранстве Южной галереи произошли большие перемены. Западную и восточную стену перестроили, своды переложили, лопатки четверика стесали. В XIX веке здесь был устроен придел Николая Чудотворца. Позднее в южной паперти устроили соборную ризницу и мастерскую вышивальщиц. Был значительно испорчен и стесан декор здания. Декоративные элементы были возвращены зданию после реставрационных работ в 1949 году. Южное крыльцо, расположенное со стороны Москвы-реки, украшено резьбой. Изначально оно было открытым, потом его перестроили и сделали закрытым. По этому крыльцу русская знать выходила в дворцовый сад, где отдыхали и раздавали милость. Резной портал XV века из белого камня сохранился до наших дней.


Изначально южная паперть была богато украшена изысканной резьбой. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют об этом. Красивые узоры листьев аканта ярких цветов украшали капитель и колонки. В XIX веке многие искусные элементы декора заменили грубыми копиями.

Внутреннее убранство храма

Своды в Благовещенском соборе Московского Кремля имеют крестообразную форму. Барабан центральной башни держат четыре столпа. Так как собор предназначался для княжеской семьи, его интерьер изначально был невелик. Позднее помещение храма расширили, пристроив к нему дополнительные приделы. Рядом с восточным столпом расположен иконостас. Широкие хоры с ведущей на них лестницей находятся в западной части. В предании говорится, что при богослужениях женская часть царской семьи находилась на хорах. Но историки опровергают этот факт, считая, что хоры отделяла двухметровая кирпичная стена и, судя по характерным рисункам фресок, там находились три придела: Богоматери, Собора архангелов и Георгиевский.

Центральная часть храма имеет высокие своды, завершаемые барабаном купола. Днем барабан купола имеет хорошее естественное освещение, падающее из многочисленных окон, а нижняя часть храма остается затемненной. Изначально на южной и северной стенах окна были очень узкими, в XVIII веке их расширили. Центральную часть храма многократно реконструировали. Сперва в XVII веке были разобраны хоры, через два столетия их восстановили, а свод загородили плоским перекрытием.

Роспись собора достаточно традиционна. На куполах изображены Христос-Вседержатель и Божья Матерь. Стены храма расписаны изображениями известных сцен из Евангелия. В западной части стены иллюстрированы сценами Страшного суда. Кроме библейских изображений во внутреннем убранстве храма присутствуют лики государевых предков. Рукописные изображения Дмитрия Донского и Ивана Калиты находятся на столбах, удерживающих своды.


Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.


Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен - непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов - Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание. У Платона: Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям.

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского », а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны - древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались - «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что... ...с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из самых торжественных и почитаемых праздников у христиан. В честь евангельского события, произошедшего с Девой Марией , освящено множество церквей по всему миру.

На Соборной площади Московского Кремля возвышается один из самых известных и богатых храмов Благовещения. Появившийся как домовая церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор превратился в один из самых значительных русских храмов, где венчали и крестили многих великих князей и российских императоров.

История строительства Благовещенского собора

Свою историю храм ведет с XIII столетия , когда на месте сегодняшнего Благовещенского собора появилась деревянная церковь. Ее возвели по приказу владимирского князя Андрея Городецкого , сына Александра Невского и участника военных компаний против золотоордынских ханов. Век спустя на месте деревянного был построен первый храм из камня. Он представлял собой домовую церковь с одной главой, сложенную из каменных блоков. Подклет первого белокаменного храма сохранился и позже был использован при строительстве собора. Ранний каменный храм был украшен настенными росписями, которые в 1405 году выполнили известные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца . Фрески украшали и алтарную преграду. На ней содержались изображения преподобных. Первый каменный собор называли «Благовещением на царских сенях».

В 1416 году храм Благовещения на великокняжеском Государевом дворе разобрали и решили строить новый. Прежняя постройка не удовлетворяла современным требованиям и была слишком тесной и невзрачной для царского размаха. В результате храм получил большой центральный и два малых купола, а в качестве украшения – резьбу на барабане и апсиде. Так он стал похожим на частично сохранившуюся до наших дней церковь Рождества Богородицы на Сенях .

Первый московский царь Иван III в 1484 году решает вновь перестроить домовую церковь. Для выполнения работ из Пскова выписывают известных мастеровых Кривцова и Мышкина , и уже через пять лет зодчие рапортуют об окончании работ. Новый храм окружали паперти, в подклете, сохранившемся с прежних пор, хранили царскую казну, а в декоре фасадов можно было угадать черты самых разных школ древнерусского зодчества: и суздальской, и владимирской, и московской, и костромской. Белокаменные столпы, поддерживающие крытые галереи, были украшены розетками в виде цветков, а сами паперти соединяли храм с Казенной палатой и царским дворцом . В начале XVI века новую церковь расписали, и на стенах ее появились фрески с изображениями Аристотеля и Сократа, Платона и Птолемея. Иконы в храме получили драгоценные оклады.

К несчастью, пожары были в ту эпоху одним из главных бедствий, которым человек почти не мог противостоять. Не уберегли от огня и Благовещенский храм. Он сильно пострадал в 1547 году , когда огненная стихия уничтожила не только иконы и книги, но и фрески, каменную резьбу и часть открытых галерей.

От Ивана Грозного до наших дней

Значительная перестройка случилась в Благовещенском соборе в эпоху правления Иоанна Грозного . В 1560 году началось строительство церквей-приделов, освященных в честь Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Входа Господнего в Иерусалим и Святого Георгия. Облик основной части собора был изменен за счет надстройки западных глав и покрытия их и кровли золоченой листовой медью. В результате храм стал девятиглавым и златоверхим . Стены снаружи декорировали филенками . Храму были пожалованы икона Благовещения из Юрьева монастыря в Новгороде и золотой крест, установленный на центральной главе.

Глобальная реконструкция проходила в Благовещенском соборе Московского Кремля и в XIX столетии . В 1800 году поменяли полы : они стали белокаменными, украшенными черным резным орнаментом. Придел Святого Георгия был переосвящен в честь Александра Невского и получил новый ампирный иконостас. Чуть позже к юго-западной части храма была пристроена ризница, а южную паперть украсила аркада. В честь императора Николая I в 1836 году в соборе появился придел Святого Николая Чудотворца , а затем храм соединили с Большим Кремлевским дворцом, построенным для государя.

В октябре 1917-го во время артиллерийского обстрела в собор попал снаряд , вызвавший незначительные разрушения. Художник Игорь Грабарь , создавший комитет по сохранению памятников древней живописи, убедил правительство в необходимости работы реставрационной группы. В соборе было расчищено несколько древних икон и фресок, которые, по мнению исследователей, написали Феофан Грек и Андрей Рублев . Реставраторам удалось восстановить южный портал собора.

В 1955 году в Благовещенском соборе Московского Кремля был открыт музей , но реставрационные работы продолжались до 2010 года. Когда в середине прошлого века стены удалось очистить, под слоями поздних записей были обнаружены фрески XVI столетия . В 1989 году в Благовещенском соборе открыли экспозицию, в которой собрали иконы, принадлежавшие храму на всем протяжении его существования.

Что посмотреть в Благовещенском соборе

Архитектурный облик храма окончательно сложился в 60-х годах ХVI века:

Над порталами северного и западного фасада трудились итальянские мастера резьбы по камню. Обе пары дверей обрамлены колоннами коринфского ордера, а на северных можно увидеть евангельские сцены пророчеств о Спасителе и Богоматери, изображенные в редкой технике огневого золочения по листам меди.

- Южный портал создан в лучших традициях зодчих раннего московского периода. Двери декорированы полуколонками, бусинами и капителями в виде снопов, а филенки украшены резными композициями, изображающими растительные орнаменты и вазы.

- Иконографический сюжет «Древо Иесеево» можно увидеть на арках западной и северной галерей собора. Оно представляет собой аллегорическое изображение родословия Спасителя и состоит из более чем двухсот фигур. У входа первым изображен царь Давид, а на западном портале можно увидеть Богородицу с младенцем Иисусом на руках, завершающую древо.

- Столпы храма украшают изображения великих московских и русских князей – Владимира Мономаха, Владимира Красное Солнышко, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Александра Невского.

- Южная галерея храма служит местом, где собрана коллекция икон, находившихся в храме с XIV века. Одна из самых ценных и древних, по преданию, написана евангелистом Лукой. Смоленская икона Божией Матери, называемая Одигитрия , особо почитается в православии. Ее празднование проходит 10 августа и считается, что образ оберегает западные границы России.

В XV столетии из Греции были присланы в дар мощи многих святых , которые помещены в серебряную раку и хранятся в южной галерее Благовещенского собора.

Иконостас храма

Алтарная перегородка, отделяющая алтарную от остальных частей православного храма и расположенная между южной и северной его стенами, называется иконостасом. В Благовещенском соборе Московского Кремля иконостас высокий и это древнейший среди подобных иконостасов в России.

Остов иконостаса выполнен из бронзы методом чеканки . Проект был нарисован Николаем Султановым , русским архитектором и искусствоведом. Султанов исследовал византийский стиль, и самым известным его архитектурным проектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Николай Султанов реставрировал многие имения и храмы по всей стране и, в частности, руководил восстановлением палат Волковых-Юсуповых в Харитоньевском переулке столицы.

Иконостас Благовещенского собора состоит из пяти рядов , называемых чинами. Праздничный и деисусный ряды были написаны в XIV-XV веках. Часть исследователей полагает, что сделано это было Рублевым и Греком, но другие искусствоведы и историки ставят такую гипотезу под сомнение. Деисусный чин высокого иконостаса в соборе Кремля состоит из одиннадцати икон, высота каждой из которых – 210 см. Праздничный ряд содержит в себе четырнадцать алтарных образов.

Древнейшая икона алтарной перегородки Благовещенского собора – Всемилостивый Спас . Ее можно увидеть справа от Царских врат. Два других чина содержат в себе образа, написанные позже – в XVI столетии. Тридцать таблеток иконостаса изображают минеи каждого месяца года, праздники и некоторых святых, а также важные библейские сюжеты, включая Сретение Господне, Поклонение волхвов, Крещение и Преображение Господне.

Экспозиция «Клады Московского Кремля»

Немало интересных исторических реликвий хранится в подклете храма, где работает выставка «Клады Московского Кремля» . В коллекции – ювелирные изделия, церковная утварь, слитки драгоценных металлов, монеты и оружие. Всего в музее насчитывается более полутора тысяч экспонатов и все они датированы историческим периодом с XII по XVII столетие.

Более двухсот раритетов из раздела, посвященного древнему ювелирному искусству, были найдены в московских кладах в конце прошлого века. Они были зарыты в первой половине XIII столетия, когда Москве грозило разорение от полчищ хана Батыя. В коллекции можно увидеть украшения для головы и рук, части парадного костюма, выполненные в технике скани бусины-аграфы, браслеты-наручи, золоченые медальоны и подвески к головным уборам .

Серебряные слитки , выставленные в музее Благовещенского собора, служили как платежным средством, так и инвестиционным. Каждый слиток из найденных кладов весит около 200 грамм. В XIV столетии на него можно было купить двух хороших коней.

Шлемы-шишаки , которые ковали из единой железной пластины, служили русским всадникам. В музее можно в деталях рассмотреть подлинные шлемы XV столетия, а также оружие – боевой топор, железные наконечники для стрел, кольчуги и латы .

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Дешевые авиабилеты Кос – Греция (KGS – GR)
Белый спелеолог из саблинских пещер Кто такой белый спелеолог
Описание территории дворца