Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Архангельский собор как добраться. Архангельский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото. Реставрация и возобновление богослужений

Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома.

История

Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что 1-я деревянная ц. в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем (братом св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского), к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев.-Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода.

Первым достоверным сообщением об А. с. является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии.

В 1471 г., после победы войск вел. кн. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля), к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, в 1481-1482 гг. к А. с. были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями.

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал.

Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы.

Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

Предполагают, что через неск. лет после окончания строительства с зап. и сев. сторон к А. с. была пристроена крытая паперть. Существует предположение о строительстве и с юж. стороны собора паперти, примыкавшей к вост. стене кирпичной палаты с погребом Казенного двора. В сер. XVI в. к сев. боковым апсидам с вост. стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы - возможно, наиболее ранний памятник обетного строительства Иоанна IV Васильевича Грозного после завоевания Казани. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Исследования собора 2000-2001 гг. показали, что существующая юж. галерея, возможно, появилась в XVII в.

Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны зап. и сев. паперти (1749-1750), полностью перестроен юж. придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в сер. XVIII в. с юж. стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у сев. портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей А. с.

В наст. время нет никаких свидетельств о росписи собора при Василии III. Существует гипотеза о том, что она не предполагалась при первоначальной ордерной декорации интерьера. Очевидно, впервые собор был расписан уже при Иоанне IV в 1564-1565 гг.- фрески этого времени сохранились в лоджии над зап. входом и в юж. предалтарии. Существующие ныне росписи в основном относятся к сер. XVII в. (закончены к 1666). В их создании участвовали 92 мастера, среди к-рых С. Ушаков , С. Резанец , Ф. Зубов , Ф. Козлов, И. Филатов , Г. Никитин . За исключением неск. новых сюжетов, мастера полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в. Примечательной частью стенописи является галерея условных портретов вел. и удельных князей и царей, погребенных в соборе, а также их предков - вел. князей владимирских. Росписи А. с. могут быть включены в круг программных произведений, созданных по заказу царя Иоанна IV в сер. XVI в., в к-рых нашла выражение концепция власти правосл. царя, в частности представления о помощи арх. Михаила рус. князьям, о княжеском подвиге в защите веры, о царском родословии.

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от к-рого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Существующий ныне иконостас изготовлен царскими резчиками в 1679-1680 гг., к этому же времени относится и большинство икон. Наиболее древним следует считать храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», к-рый датируется рубежом XIV-XV вв. Также в местном ряду находится список 2-й пол. XVI в. чудотворной иконы Благовещение «Устюжское» , привезенной Иоанном IV из Новгорода. Иконы верхних ярусов иконостаса мало исследованы, нек-рые написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 г. и старше. Своеобразным памятником Большого Собора 1666-1667 гг. , разрешившего резное изображение «Страстей Господних», является Распятие Господне, с предстоящими, венчающее верхний ряд иконостаса (расписано Ф. Зубовым и М. Милютиным). Во время Отечественной войны 1812 г . иконы первых 2 ярусов иконостаса были выломаны и использовались франц. солдатами как скамейки и кровати, оклады и украшения с икон были украдены. После освобождения Москвы, в кон. 1812 - нач. 1813 г., убранство собора было обновлено, во всем нижнем ярусе иконостаса и в средней части др. ярусов гладкие колонны заменены на резные, изготовлены резные царские врата.

В летописях и документах XVI-XVII вв. в А. с. упоминаются приделы во имя прп. Симеона Столпника, свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Лествичника, ап. Акилы, блж. Иоанна Милостивого, в честь Обновления храма Воскресения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Покрова Богородицы. Престолы Воскресения и ап. Акилы перенесены из собора 1333 г., когда появились др. престолы, достоверно неизвестно. То обстоятельство, что прп. Симеон Столпник и свт. Андрей Критский были небесными покровителями сыновей Иоанна Калиты, вел. кн. Симеона и Андрея, позволяет предположить, что престолы в честь названных святых были устроены еще в XIV в. Придел во имя прп. Симеона Столпника упоминается уже в 1507 г., и о его местоположении внутри собора есть точные указания: он размещался в юж. апсиде. Неизвестно, какие именно приделы находились в др. предалтариях и на хорах, в вост. стене к-рых сохранились апсиды для 4 престолов.

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт.

Реставрация и возобновление богослужений

В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками. В 20-х гг. ХХ в. разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию зап. входа в собор, а также кирпичный портик у сев. портала. В 1929 г. в погреб, находящийся к югу от А. с., были перенесены саркофаги с останками вел. княгинь и цариц из разобранного собора Вознесенского мон-ря. В 1930-1934 гг. реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования. В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. А. с. был обмерен (А. И. Власюк). В 60-х гг. XX в. продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время к-рых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под рук. В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса - в 1979-1980 гг. В 2000-2001 гг. проводились исследования помещений над хорами и для священнослужителей, погреба Казенного двора. В 1955 г. был открыт свободный доступ в музей А. с. 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения, первое богослужение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

Погребения

Как располагались погребения в храме 1333 г., неизвестно. В 1505 г. в связи с разборкой ветхого собора княжеские гробы были вынесены и 3 окт. 1507 г. внесены в новый храм. Расположение погребений имеет достаточно четкую структуру, соответствующую, как считали нек-рые исследователи, средневек. эсхатологическим представлениям, а также концепции самодержавной власти. Вдоль юж. стены - традиц. места захоронения князей - расположены великокняжеские погребения. От них отделены погребения удельных князей, положенных вдоль зап. стены собора. У сев. стены хоронили опальных князей, убитых по приказанию московских властителей (кн. Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь.

Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей).

Чертеж В. Соколова, М. Кацнера (из кн. И. Л. Бусевой-Давыдовой "Храмы Московского Кремля: святыни и древности". М., 1997. С. 126-127)


Чертеж В. Соколова, М. Кацнера (из кн. И. Л. Бусевой-Давыдовой "Храмы Московского Кремля: святыни и древности". М., 1997. С. 126-127)

Захоронения в А. с., не имевшем подклета или подвала, производились прямо под полом собора, на небольшой глубине. С кон. XVI в. над нек-рыми из них могли существовать кирпичные надгробия, в XVII в. они были установлены над всеми погребениями, в нач. XX в. их покрыли медными чехлами. С великокняжескими и царскими погребениями связывают появление в А. с. икон с изображениями нашедших здесь упокоение московских государей. Наиболее известна и изучена (реставраторы А. А. Горматюк и В. Занозин) икона, на к-рой вел. кн. Василий III предстоит свт. Василию Великому (исп. Василию Парийскому?) (в наст. время в ГИМ). Ее датировка колеблется между 30-ми (Горматюк) и 60-70-ми гг. XVI в. (И. Л. Кызласова, Т. Е. Самойлова). Подобные надгробные иконы устанавливались в XVII в. рядом с могилами царей из рода Романовых (напр., парный образ Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича). Полагают также, что в XVII в. существовал обычай после смерти члена царствующего дома переносить икону его небесного покровителя из Благовещенского собора в А. с., благодаря чему над погребениями царей и царевичей из рода Романовых составились надгробные иконостасы из образов тезоименитых им святых.

В А. с. открыто почивают мощи св. мч. царевича Димитрия Угличского, поставленные в соборе в 1606 г. под сделанной тогда же каменной сенью у среднего сев. столба. В 1774 г. из Сретенского собора Кремля в А. с. были перенесены мощи святых кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора . Они покоятся в раке, стоящей в жертвеннике, за иконостасом, у сев. стены собора.

А. Л. Баталов

А. с. в церковном обиходе московских вел. князей и царей

В XIV-XV вв. в храме происходило «целование креста» великими и удельными князьями при заключении договоров, иногда совершалось поставление Новгородских владык. Начиная с XVI в. А. с. играл важную роль в коронационных и брачных торжествах членов правящей династии, значимой частью этих торжеств были молебны у могил предков. При коронации Лжедмитрия I произошло беспрецедентное изменение обряда: шапка Мономаха была возложена на самозванца в А. с. перед могилами его мнимого отца царя Иоанна IV и мнимого брата царя Феодора Иоанновича.

Указом царя Иоанна IV причту А. с. вменялось в обязанность «по прародителем и родителех панихиды петь и литургии служить». Круг заупокойных богослужений оговаривался в жалованных грамотах собору, поминальные богослужения подробно описаны в статейном панихидном списке 1570/71 г. (Исторические акты ярославского Спасского монастыря. Дополнения: Книга кормовая. М., 1896. С. 1). На панихиды и заздравные столы приглашались все высшие иерархи, находившиеся в Москве, настоятели мон-рей, протопопы московских соборов и попы дворцовых сел со всеми причтами. По документам XVII в. известен обычай принимать в дни поминания челобитные, оставлявшиеся просителями на гробницах царских родителей, никто, кроме монарха, не имел права собирать эти жалобы. Московские государи посещали собор в день храмового праздника 8 нояб., в день памяти царевича Димитрия 15 мая, в последние дни сырной седмицы и на Страстной седмице; на Пасху, христосуясь с почившими, приносили крашеные яйца. Цари молились перед святынями храма, отправляясь на войну и в дальние поездки. В день престольного праздника придела во имя Симеона Столпника (1 сент.) в А. с. совершался чин новолетия (см. Новый год), на площади у сев. входа в собор служился молебен.

Причт

Несмотря на то что сведений о численности клириков собора в ранних документах нет, можно предположить, что причт уже в XIV в. был многочисленным, поскольку в соборе, по-видимому, было неск. приделов. В XV-XVI вв. в причте А. с. состояли протопоп, неск. священников, диаконы.

В духовной грамоте вел. кн. Иоанна Иоанновича (ок. 1358) выделяется руга Благовещенской и Архангельской церквам Московского Кремля - право собирать торговую пошлину (Духовные и договорные грамоты. С. 16, 19), аналогичное пожалование зафиксировано в 1-й духовной св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского (Там же. С. 25). Сведения о пожаловании руги в XV - 1-й пол. XVI в. не сохранились. Объем и порядок выплаты ружного жалованья были установлены не позднее 80-х гг. XVI в. В XVII в. ежегодные денежные выплаты были стабильными, они производились приказом Большого прихода из средств, полученных в основном при сборе московских таможенных, померных и мытных пошлин с торговых мест, погребов и др. оброчных статей. Среди соборян ружные деньги распределялись след. образом: протопоп получал 12 р. 17 алтын, ключарь - 9 р. 16 алтын, 5 попов - по 7 р. 14 алтын и 1 деньге каждый, диакон - 6 р. 23 алтына и 2 деньги, 2 диакона и псаломщик - по 5 р. 4 алтына каждый, кутейный поп - 3 р., 2 пономаря - по 2 р. каждый. Кроме того, протопопу, ключарю, попам и диаконам дополнительно выплачивались в счет праздничного оброка, «выборных», на просвиры и за ежедневную поминальную службу по царевичу Иоанну Иоанновичу в год 28 р. 10 алтын и 3 деньги.

В 1597-1742 гг. в А. с. служили приписные архиереи - греч., груз. и рус. владыки, к-рые не управляли епархиями, но обязаны были совершать заупокойные богослужения по царским прародителям, похороненным в соборе. По месту служения эти архиереи титуловались «Архангельскими» и получали обеспечение за счет средств храма. Первым из них был архиеп. Арсений Элассонский . В 1744-1883 гг. А. с. был кафедральным собором Московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. Среди настоятелей А. с. в XVIII-XIX вв. были выдающиеся представители рус. церковной науки - протоиереи Петр Алексеев , Василий Кутневич , Николай Извеков . В 90-х гг. XIX в., когда настоятелем собора являлся широко почитавшийся в Москве прот. Валентин Амфитеатров , вокруг храма собралась многочисленная община духовных детей о. Валентина, собор прославился строгостью церковных служб.

Владения А. с.

В духовных грамотах вел. князей московских XIV в. сведений о земельных пожалованиях А. с. нет. Поскольку поминальные вклады первых вел. князей московских делались вещами и деньгами, есть основание предположить, что земельными владениями до XV в. А. с. не обладал.

Возможно, самое раннее земельное пожалование А. с. (села в Московском у.) отражено в завещании кнг. Елены Ольгердовны, вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича, составленном ок. 1433 г. (Там же. С. 72). В 1-й пол. 40-х гг. XV в. кн. Дмитрий Юрьевич Шемяка пожаловал собору в качестве поминального вклада по душам своих ближайших родственников с. Клемятино с деревнями в Боровском у. Много земель было вложено в собор царем Иоанном IV: в 1564 г. после смерти брата Юрия царь пожаловал с. Андроновское в Лисине стане Калужского у., в 1582 г., после убийства сына Иоанна Иоанновича, царь передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований собору - с. Завидово с 65 деревнями, 17 пустошами и 2 займищами в Клинском у. (в 1599-1615 селом и деревнями временно владел архиеп. Арсений), вкладом Иоанна IV по душе убитого царевича являлись также земельные владения А. с. в Юрьев-Польском у., состоявшие из с. Фролищи, 21 деревни, 1 селища и 6 пустошей. По жалованной грамоте 1585 г. царя Феодора Иоанновича подмосковное с. Святые Отцы (Всехсвятское), 2 деревни и 7 пустошей переданы собору за поминание его отца царя Иоанна Васильевича (в 1599-1615 селом временно владел архиеп. Арсений). Последние пожалования земель (с. Ильинское с 24 деревнями и 135 пустошами в Кашинском у.) были получены собором в 1645 г. от царя Алексея Михайловича как поминальный вклад по царю Михаилу Феодоровичу.

К сер. XVII в. обширные земельные владения А. с. находились в Боровском, Калужском, Кашинском, Клинском, Московском, Рузском и Юрьев-Польском уездах и являлись великокняжескими и царскими пожалованиями, а также вкладами удельных князей за поминание самих вкладчиков и их ближайших родственников. В XV - нач. XVII в. собор был освобожден от большинства налогов, протопоп с братией пользовались исключительно широким объемом податных льгот, к-рый может быть сравним только с привилегиями Троице-Сергиева мон-ря. Судебный иммунитет ограничивался изъятием из вотчинной юрисдикции дел о душегубстве, иногда о разбое и татьбе с поличным. Право собора на земельные владения было подтверждено жалованной грамотой императрицы Анны Иоанновны от 5 февр. 1737 г. В 1763-1764 гг. А. с. лишился своих вотчин, перешедших в ведение Коллегии экономии, к-рая на содержание 3 кремлевских соборов выплачивала 5868 р. (см. Секуляризация церковных имуществ).

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755).

Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918).

А. В. Маштафаров

Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. № 30/5; Ф. 154. Оп. 1, № 81; Ф. 196. Оп. 1, № 1736. Оп. 3, № 1510; Ф. 248. Оп. 1, № 781; Ф. 280. Оп. 3, № 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, № 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве № 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. № 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, № 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. № 33, карт. 61. № 1, 2.

Ист.: ПСЗ. Т. 9, № 6544. С. 263-277; ПСРЛ. Т. 8. С. 165, 181; Т. 12. С. 214; Т. 14. C. 96; Т. 18. С. 269; Т. 28. С. 69, 71, 89, 337, 338, 341; Т. 34. С. 241; Обзор документальных материалов ЦГАДА СССР по истории г. Москвы с древнейших времен до XIX в. М., 1949 [по указ.]; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950; Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов // Архивы России: Москва и С.-Петербург. М., 1997. С. 648-649; Грамоты из архива московского Архангельского собора / Подгот. С. М. Каштанов, О. И. Хоруженко // АЕ за 1997 г. М., 1997. С. 390-438; Маштафаров А . В . Жалованные грамоты кремлевского Архангельского собора // Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 23-51; Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов: XV - начало XVII в. М., 1998. С. 33-88, 435-440; Павлович Г . А . Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг: [Ладанные книги 1584/85, 1613/14, 1617/18, 1618/19 гг.] // Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 150. (Изв. Ин-та христианской культуры средневековья; Т. 1).

Лит.: Хавский П . Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862; Лебедев А . Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880; Извеков Н . Д . Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916. [Библиогр.]; Власюк А . А . Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132; Воробьев А . В ., Смыслова В . А . О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181; Сизов Е . С . Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177; Дмитриев Ю . Н . Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159; Сизов Е . С . Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174; он же . Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94; он же . К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Кучкин В . А . Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295; Федоров В . И . Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49; Подъяпольский С . С . Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.]; Свирин А . Н . Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281; Меркелова В . Н . Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.]; Брюсова В . Г . О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191; Сорокатый В . М . Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420; Сперанский М . Н . Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330; Вятчанина Т . Н . Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223; Панова Т . Д . Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122; Машнина В . С . Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89; Рыков Ю . Д . Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505; Щепкина М . В ., Протасьева Т . Н . Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21; Бусева-Давыдова И . Л . Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138; Горматюк А . А . Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138; Самойлова Т . Е . Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

Из истории Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле . Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников - удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля . В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев - Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679-1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность - храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14-15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья - у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Архангельский собор – это один из тех столичных храмов, краткое описание которых не позволит получить полное представление об их великолепии и богатой истории. Первая церковь – тогда еще деревянная – была возведена на этом месте еще в середине XIII века и носила она имя Архистратига Михаила, а вот каменное сооружение появилось почти на столетие позже. Долгое время именно этот собор был самым высоким кремлевским сооружением, а также стал усыпальницей московских князей и их ближайших родственников. В советские времена здесь открыли музей; сохранил подобный статус он и сегодня; богослужения в храме проводятся достаточно редко.

Где находится Архангельский собор

  • Расположен этот храм в столице, на Соборной площади Кремля.
  • Телефон: 69-53-776; код – 495.
  • Телефоны музея: 69-54-146, 69-70-349. Звонить можно в любой день до 17.00 (с 9.00).

Как добраться до собора

  1. Сделать это можно на такси или собственном автомобиле .
  2. Также достаточно удобно добираться до собора на метро . Для этого необходимо доехать до одной из ближайших станций – Библиотеки имени Ленина, Боровицкой, Александровского сада.

Посещение храма

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

    Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.

  • Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
  • По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет. Это правило действует только для граждан России.

    Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты .

Знаете ли вы? Есть разные версии, в честь чего возвели храм. По одной из них, это была благодарность за избавление от голода на Руси, по другой – церковь построили после того, как отступила эпидемия чумы.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
    Перестроили храм в самом начале XVI века , поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый .
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей : московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный , остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела . Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах , а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил , которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком , причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
  • Что касается усыпальницы , первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила . Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери , называемый «Благодатное небо» . Считается, что написана она , а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.

Икона Архангела Михаила

Архангельский собор

Архангельский собор 1505–1508

Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасад

Архангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой белокаменный храм, в котором он позднее был похоронен. Существующее здание возведено в 1505–1508 по заказу великого князя Ивана III итальянским мастером из Венеции, прозванным в России Алевизом Новым. Построенный им крупный пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм, имеющий позакомарное покрытие помимо древнерусских черт несет на себе печать итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Фасады собора подчиняются принципу ордерного членения. Деление их профилированным карнизом на два яруса не соответствует, однако, организации внутреннего пространства собора. Обильную декорацию фасадов дополняют расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы и вставленные в полукружия закомар изящные раковины. До середины XVIII века закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Со временем изменилась окраска собора. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали. После революции 1917 в храме, ставшем музеем, богослужения прекратились и возобновились только в 1990-е.

Усыпальница Архангельского собора

В Московском Кремле традиционную для Средневековья функцию храма-усыпальницы выполнял Архангельский собор. Первым, в 1340, в недавно построенном им храме был похоронен Иван Калита. К моменту начала сооружения нового собора в 1505 здесь уже существовало двадцать три гробницы. Поскольку каменные саркофаги стояли прямо на полу, в период строительства их вынесли в расположенную рядом церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их вернули обратно, но в соборе уже был погребен его заказчик - великий князь Иван III. С этого времени захоронения осуществлялись под полом храма. С 1340 по 1730, пока существовал царственный кремлевский некрополь, в Архангельском соборе были похоронены пятьдесят четыре человека - это правящие монархи двух династий (Рюриковичей и Романовых) и их близкие по мужской линии. Кроме того, в центре храма находятся надгробные плиты, отмечающие место захоронения двух принявших православие представителей татарской знати. Последним здесь погребен Петр II (внук Петра Великого), единственный покоящийся здесь император. Существующие ныне сорок четыре надгробия, выполненные в 1630-е, сооружены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, на которых помещены имена и даты жизни усопших великих и удельных князей, царей и их близких. В начале XX века они были прикрыты остекленными латунными чехлами.

Интерьер Архангельского собора

Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном Роспись на южной стене. 1652–1666

Первая известная роспись Архангельского собора относится ко времени правления Ивана Грозного. Ее программа являлась отражением сложных богословских идей, связанных с представлением о «богоизбранности» рода первого русского царя и покровительстве ему небесных сил. Все основные особенности ее композиции были повторены в стенописи, исполненной при царе Алексее Михайловиче в 1652–1666. К созданию росписи привлекли большую группу иконописцев из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов России. Артель, в которой трудились такие знаменитые мастера, как Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Сидор Поспеев, возглавлял лучший царский изограф - Симон Ушаков.

Посвящение собора определило особое место в его росписи композициям, иллюстрирующим деяния архангела Михаила, который считался небесным покровителем московских князей-воинов. Эти сцены располагаются на северной и южной стенах собора и занимают четыре яруса из пяти. Многие из них являются символическим отражением реальных событий, связанных с борьбой Московского государства с внешними врагами.

Одна из таких композиций - «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном» - посвящена известному эпизоду Священной истории, когда малыми силами с Божьей помощью была одержана победа над многочисленным врагом. Это событие ассоциировалось у современников Ивана Грозного с его победами над Казанским и Астраханским ханствами. Против татар, которые считались в то время потомками мадианитян, царь выступал, словно новый Гедеон, под покровительством архангела Михаила.

В левой части композиции Гедеон со смирением склонился перед стоящим в величественной позе архангелом, диктующим ему волю Бога. В правой части сидящий на коне предводитель «сынов израилевых» в присутствии архистратига Божия, обнажившего свой грозный меч, стремительно несется навстречу смешавшимся в кучу и уже обращенным вспять врагам. Мастеру-иконописцу удалось передать и торжественный момент предстояния, и динамичную сцену атаки. Склоненные копья мадианитян, их опадающий стяг, поверженные наземь людские и конские фигуры свидетельствуют о скорой победе.

Рака царевича Дмитрия 1813

Среди многочисленных захоронений в Архангельском соборе выделяется одна гробница, размещенная в центральном нефе. Здесь покоятся останки младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Как известно, после смерти отца двухлетний Дмитрий был отправлен удельным князем в город Углич, где прожил около шести лет и загадочным образом погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По одной из версий, его убили люди, подосланные Борисом Годуновым, правителем при немощном царе Федоре Ивановиче.

В начале XVII века именем царевича воспользовался самозванец, который даже занял царский трон. После его свержения останки подлинного Дмитрия доставили в Москву, и он был канонизирован. Представители новой династии Романовых признали его своим святым покровителем. Над захоронением царевича в Архангельском соборе соорудили белокаменную резную сень, а вскоре кремлевские мастера под руководством Гаврилы Овдокимова выполнили серебряную раку. Во время наполеоновского нашествия ее похитили и переплавили, сохранилась только спрятанная в тайнике крышка с изображением царевича, которая сейчас демонстрируется в Оружейной палате. По заказу московского митрополита Августина создана новая рака, хранящаяся в соборе до сих пор.

Надгробные портреты князей. Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый Роспись на южной стене. 1652–1666

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора, программа которой была разработана в период правления царя Ивана Грозного, является наличие на гранях четырех столпов собора большого числа (около шестидесяти) изображений русских князей, многие из которых причислены к лику святых. Здесь представлены киевские князья Ольга и Владимир, князья владимирские Андрей Боголюбский и Александр Невский, первый московский князь Даниил Александрович и некоторые другие. Это являлось свидетельством законности правящей в Москве династии, преемственности ее власти от великих князей Киева и Владимира.

Продолжает линию вереница «воображаемых» портретов представителей московского княжеского дома, помещенных в нижнем ярусе росписи стен непосредственно над их захоронениями. Рядом с каждой фигурой, показанной в молитвенной позе фронтально или в трехчетвертном развороте, нанесены надписи, раскрывающие имена князей и их святых покровителей, изображения которых в круглых медальонах располагаются ярусом выше. Подобно святым, все князья с нимбами обращены в большинстве своем к востоку, в сторону алтаря. Такая постановка фигур и их атрибуты должны были, по мнению авторов программы росписи, обосновывать «богоизбранность» рода Ивана Калиты, фигурой которого открывается шествие.

Иконостас Архангельского собора 1679–1681

О первоначальном иконостасе Архангельского собора сохранились лишь скудные сведения. Известно, что он поновлялся при царе Иване Грозном. Из него, по-видимому, происходят иконы «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» (две последние под записью XVII века). Самой древней иконой собора является главный храмовый образ - «Архангел Михаил, с деяниями ангелов», расположенный на втором месте справа от царских врат. Он, скорее всего, был написан в конце XIV века, находился в первоначальном белокаменном соборе (1333) и мог быть связан с мастерами круга знаменитого иконописца Феофана Грека.

Ныне существующий иконостас и большинство его икон созданы в 1679–1681 по заказу царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Над его резной рамой работало более семидесяти мастеров, среди которых Мокей Ильин, Герасим Окулов и другие. Среди авторов икон - известные изографы Федор Зубов и Михаил Милютин. Иконостас имеет только четыре яруса: пророческий, деисусный, праздничный и местный и завершается резным Распятием. Царские врата, заменившие первоначальные, были выполнены в 1770-е. По обе стороны от них расположены иконы «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», написанные в годы создания иконостаса. К этому же времени относится патрональная царская икона «Федор Стратилат».

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги автора

Софийский собор «Неужели где-то там, за этими стенами, - двадцать первый век? Неужели в нескольких десятках метров живет своей жизнью, бурлит двухмиллионный город, шуршат шинами по широким мостовым автомобили, гудят корабли на Днепре, заходят на посадку самолеты?!»

Из книги автора

Почему Архангельский собор в Москве считается главным собором Кремля? В 1504 году по приглашению великого князя Ивана III в Москву прибыл итальянский архитектор Алевизио Нуово (Фрязин). Именно он в 1505–1508 годах на месте храма XIV века построил в Московском Кремле собор,

Из книги автора

Глава 16 Беломорский, Архангельский, Северный, Ленинградский ордена Ленина (с 1968 г.) военные округа в 1944-1992

Из книги автора

Архангельский собор Архангельский собор 1505–1508 Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасадАрхангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой

Архитектурный анализ какого-либо здания – задача весьма непростая для дилетанта. Нам приходится этим заниматься и при этом использовать многочисленные архитектурные термины, малоизвестные широкой публике. Поэтому было решено пояснить, что за деталь скрывается под тем или иным понятием, тем более, что зодчие применяли подобные элементы начиная с XV века. В качестве примера возьмём Архангельский собор Московского Кремля.

Откроем книгу Т.В.Власовой “Архангельский собор”, где на стр.30 найдём архитектурное описание собора:

“Алевиз Новый, как истинный итальянец, “одел” фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса, все фасады собора поделены на два яруса, причём каждый ярус получил законченное оформление, что создаёт иллюзию этажности здания”.

Другими словами, Алевиз Новый, будучи представителем архитектурной школы ренессанса, применил во внешнем убранстве классическое сочетание несущих и несомых конструкций, например, пилястры с базами и капителями. Если смотреть на собор с разных сторон, то видно, что горизонтальная тяга зрительно делит собор на две части – верхнюю и нижнюю, поэтому создаётся впечатление, что храм двухэтажный.

При этом каждый ярус существует как бы независимо от другого, их архитектурное убранство различно.

“Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах служит постаментом для более лёгкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филёнками”.

Итак, нижний стен ярус Архангельского собора выше, чем верхний.


Это хорошо видно на снимке. Пряслами в архитектуре называют участки стены, разделённые пилястрами. (Участок стены может быть выделен не пилястрами, а лопатками, на внешних стенах интересующего нас собора их нет, отличие пилястр от лопаток изучим позже). Пилястра – это вертикальный плоский выступ стены. Пилястра очень похожа на колонну, в ней тоже есть база и капитель. Но только колонна – несущий элемент в архитектуре, а пилястра – декоративный. Проще говоря колонна служит опорой для находящейся сверху конструкции: антаблемента, фронтона и т.п., а пилястра – это имитация колонны, приставная деталь, ничего не несущая.


На снимке – прясло западной стены Архангельского собора. С двух сторон оно выделено пилястрами с капителями и базами.

На западной стене собора – три прясла, на южной и северной – по пять. Нижний ярус Архангельского собора украшен арками, по одной в каждом прясле. Арки украшают три стены храма – северную, западную и южную.


Нижний ярус северной стены. На снимке хорошо видны пять прясел и арки в них. Прясла разделены пилястрами.
На западной стене собора есть только три прясла.

Верхние ярусы каждой стены значительно меньше и легче. Украшения прясел верхнего яруса – филёнки. Филёнкой называется обведённая рамкой или заглублённая часть стены (или двери, или пилястры). Вот филёнка на западной стене Архангельского собора.

Грубо говоря, филёнка – это прямоугольная рамка на стене вокруг окон.

Эти филёнки-прямоугольники верхнего яруса лучше выражены на северной стене.


“Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделённые по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. Они опираются на базы, завершаются композитными капителями и несут в двух ярусах раскрепованный антаблемент, состоящий из архитрава, гладкого фриза и карниза.”

С пилястрами мы разобрались. Осталось ещё обратить внимания на то, что они не сплошные, а как и стены, разделены на верхнюю и нижнюю часть. В пилястрах выделяются базы и капители. Верхушка пилястры называется капитель, нижняя часть – база.


База пилястры
Капитель пилястры

На пилястрах лежит антаблемент.

Антаблемент – это верхняя часть здания, балка, завершение стены, которая опирается на колонны. В большинстве случаев, антаблемент состоит из трёх частей, у каждой из которых есть своё название – архитрав, фриз и карниз. Чтобы долго не объяснять, посмотрите на рисунок.

Фото с сайта http://allfacades.com/2014/02/antablement/

Обратим внимание на антаблемент южной стены собора.

На снимке ясно видно, что антаблемент покоится на капителях пилястр. Обратим на них внимание. Рисунок цветущего растения не повторяется ни на одной из 35 капителей, они все разные! Приведу снимки некоторых из них.

“По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции и акротериями (скульптурными украшениями) в виде высоких стройных сосудов – фиалов”.

Боюсь ошибиться, но, кажется, акротерии и фиалы не сохранились, поэтому рассматривать их здесь не будем.

“Неравномерная разбивка южной и северной стен на прясла и волнообразный ритм полукружий раковин, размеры которых зависят от ширины прясел, усиливают архитектурную пластику прясел.”

Осталось обратить внимание на то, что прясла южной стены (которая смотрит на реку) и северной (её видно с Соборной площади) имеют разную ширину. Соответственно, раковины в закомарах тоже разного размера. Эта особенность очень хорошо заметна на северной и южных стенах собора.


Северная стена Архангельского собора

Теперь приведу снимки с обозначением различных архитектурных деталей на стене Архангельского собора.

1 – пилястра
2 – филёнка
3 – база
4 – антаблемент
5 – капители

6 – прясло
7 – окна-медальоны (о них речь ниже).

В заключении абзац, с которого, следовало начать анализ собора:

“Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами.


На восточной стене видны сильно выдающиеся алтарные апсиды – полукружия

Стены собора, согласно древнерусскому принципу, разбиты на прясла, которым в интерьере ответствуют продольные и поперечные нефы. Однако богатый декор прясел делает почти невозможным прочтение их структуры.”

Другими словами, Алевиз Новый взял за основу типичный древнерусский храм. Но украсил его таким образом, что угадать в нём традиционную архитектуру весьма сложно. Особенно богато украшен западный фасад храма – центральная закомара прорезана круглыми окнами-медальонами (на схеме – 7). В среднем прясле второго яруса устроены два больших арочных окна.

Добавим, что в конце XVIII века юго-восточный угол храма укрепили контрфорсами (каменными подпорками).

Подчёркнуто западноевропейский облик Архангельского собора вызывал неоднозначную реакцию наших предков. Согласно преданию, митрополит Московский аж в бороду плевался, когда ему приходилось служить в этом храме. Ибо считал он его “богомерзким и богопротивным” из-за его “фрязинского”, “латинского” облика. С тех пор прошло более пятисот лет, ничего богопротивного в соборе на наблюдается. Это дивный древнерусский памятник, но… с заметным ренессансным, итальянским акцентом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Дешевые авиабилеты Кос – Греция (KGS – GR)
Белый спелеолог из саблинских пещер Кто такой белый спелеолог
Описание территории дворца